Ati radeon x1300 le x1550 rv515

    ······

  • X1950
  • X1950 CrossFire
  • X1950 XTX
  • X1950 XT
  • X1950 PRO
  • X1900
    • X1900 CrossFire
    • X1900 XTX
    • X1900 XT
    • X1900 GT
    • X1800
      • X1800 CrossFire
      • X1800 XT
      • X1800 XL
      • X1800 GTO
      • X1650
        • X1650 XT
        • X1650 PRO
        • X1600
          • X1600 XT
          • X1600 PRO
          • X1300
            • X1300 XT
            • X1300 PRO
            • X1300
            • X1300 HyperMemory
            • Radeon X1300 является начальным решением в семействе видеокарт ATI Radeon, поддерживающих SM 3.0 (DirectX 9.0c). В основе этих карт используется графический процессор RV515, основные характеристики которого составляют 4 пиксельных конвейера, 4 текстурных конвейера и 2 вершинных конвейера. В отличие от старшего в серии решения X1300 PRO, в этой версии чип работает на значительно меньшей частоте — 450 МГц против 600 МГц.

              Карты оснащаются памятью типа GDDR или GDDR2 объемом от 128 MB до 512 MB. Обычно шина памяти карт имеет ширину 128 бит, но встречаются и более медленные 64-битные модификации. Решения доступны у Sapphire и в AGP-исполнении, поддержка этого интерфейса организована посредством чипа Rialto. В этом случае, для соответствия с требованиями по энергопотреблению, на плате распаян коннектор для подключения внешнего питания.

              Графическим процессором, примененным в этих видеокартах, полностью поддерживаются на аппаратном уровне спецификации SM 3.0 (DirectX 9.0c) и HDR-блендинг в формате FP16 с возможностью совместного использования MSAA. Технические характеристики этого решения позволяют использовать игровые приложения класса не выше SM 3.0 с приемлемым уровнем быстродействия при установках графики не выше средних.

              Присутствует возможность объединения двух видеокарт в связку CrossFire.

              Reference

              Видеокарта Графический процессор RV515 Техпроцесс (микрон) 0,09 Число транзисторов (млн) 105 Объем видеопамяти (МБ) 128 / 256 / 512 Частота чипа (МГц) 450 Частота памяти (МГц) 200-350 Блоков пиксельных шейдеров
              (пиксельных процессоров) 4 Блоков вершинных шейдеров
              (геометрических процессоров) 2 Текстурных блоков 4 Число слоев PCB 6 Разрядность шины памяти (бит) 128 / 64 Тип памяти GDDR2 / GDDR Интерфейс шины PCI-Express x16
              AGP 1 8x / 4x RAMDAC (МГц) 2 x 400 Пиковая пиксельная скорость
              заполнения (Gpixels/sec) 1,8 Пиковая текстурная скорость
              заполнения (Gtexel/sec) 1,8 Пиковая полоса пропускания
              памяти (GB/sec) 11.2 2 Тип охлаждения Количество перекрываемых слотов 1 Требует внешнего питания AGP Версия пиксельных шейдеров 3.0 Версия вершинных шейдеров 3.0 DirectX 9.0c OpenGL 2.0 Технология оптимизации памяти HyperZ HD Полноэкранный Anti-Aliasing Smoothvision HD + Adaptive AA Максимальное
              количество семплов АА 6х HDR ,
              16 bit Integer Ускорение обработки видео MPEG-2, MPEG-4
              DivX, WMV9
              VC-1, H.264 Поддержка HDTV YPbPr, HDMI, HDCP Поддержка Dual-Link 1

              1 — поддержка интерфейса шины AGP (8x / 4x) организована посредством чипа Rialto.

              2 — пиковая полоса пропускания памяти для базового варианта с 128-битной шиной и частотой памяти 350 (700) МГц.

              ATI, наконец, выпустила на рынок новое поколение видеокарт. Новое семейство содержит три новых видеочипа: R520, RV530 и RV515. Нетрудно догадаться, что R520 — топовый продукт, а чипы RV — это его урезанные версии. Самая «обделённая» из них — это RV515, на базе которого и построена видеокарта X1300, которая участвует в этом тесте.

              Официальные спецификации RADEON X1300

              • Кодовое имя чипа RV515
              • Технология 90 нм
              • 105 миллионов транзисторов FС корпус (flip-chip, перевернутый чип без металлической крышки)
              • 128 бит интерфейс памяти
              • До 256 мегабайт DDR1/2 или GDDR-3 памяти
              • Поддержка технологии HyperMemory
              • PCI Express 16х шинный интерфейс
              • 4 пиксельных процессора (один квад)
              • 4 текстурных блока
              • Вычисление, блендинг и запись до 4 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт
              • 3 вершинных процессора
              • Сквозная точность вычислений — FP32 (и вершины и пиксели)
              • Полная поддержка SM 3.0 (шейдеры версии 3.0), включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
              • Эффективная реализация переходов и ветвлений
              • Поддержка FP16 формата: полностью поддерживается вывод в буфер кадра в плавающем формате FP16 (включая любые операции блендинга и даже MSAA). Сжатие FP16 текстур, включая 3Dc.
              • Новый RGBA (10:10:10:2) целочисленный тип данных в буфере кадра для более качественного рендеринга без привлечения FP16.
              • Новый качественный алгоритм анизотропной фильтрации (пользователю доступен выбор между более быстрой и более качественной реализацией анизотропии), улучшена трилинейная фильтрация
              • Поддержка «двустороннего» буфера шаблонов
              • MRT (Multiple Render Targets — рендеринг в несколько буферов)
              • Контроллер памяти с 4-х канальным кроссбаром 4*32 бита (4 канала памяти, программируемый арбитраж). Эффективное кэширование и новая более эффективная реализация HyperZ
              • 2xRAMDAC 400 МГц
              • 2xDVI интерфейса c поддержкой HDCP
              • TV-Out и TV-In интерфейс, HDTV-Out
              • Аппаратный видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео), новое поколение, способное ускорять работу с H.264, — новым алгоритмом компрессии видео, используемым в HD-DVD и Blu-Ray видеодисках.
              • 2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI+
              Читайте также:  Во второй степени знак

              Из спецификаций видно, что RV515 содержит всего 4 пиксельных процессора и столько же текстурных блоков (раньше можно было бы сказать: «4 пиксельных процессора с 1 текстурным блоком на каждом*», но новая архитектура от ATI сломала устоявшиеся принципы строения микроархитектур видеочипов — теперь пиксельные процессоры и текстурные блоки друг от друга не зависят. Управляет пересылкой данных между ними «Ultra Threading Dispatch Processor», который при помощи хитрых алгоритмов распределяет данные между текстурниками и пиксельными конвейерами, следя за тем, чтобы все были заняты работой и свободные блоки не простаивали без дела.)

              Если не учитывать, что новая архитектура может иметь более высокий КПД, то можно предположить, что соперниками видеокарт на этом чипе будут карточки 6600LE (4 конвейера, 4 TMU, 3 три вершинных процессора) и 6600(8 конвейеров, 4 TMU, 3 три вершинных процессора).

              Именно с этими видеокартами будет сравниваться поступившая на тестирование X1300 256Mb. Надо заметить, что есть также версия X1300Pro, которая отличается от X1300 повышенными частотами чипа и памяти. Во время проведения тестов будет осуществлена попытка сделать X1300Pro из тестируемой карточки путём разгона.

              Теперь, собственно, о самой карточке.

              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E
              Интерфейс: PCI-Express x16

              Частоты (чип/физическая по памяти (эффективная по памяти): 425/250 (500) MHz.

              Ширина шины обмена с памятью: 128bit

              Число вершинных конвейеров: 3

              Число пиксельных конвейеров: 4

              Размеры: 180x100x15mm (последняя величина — максимальная толщина видеокарты).

              Цвет текстолита: темно-синий.

              Выходные гнезда: DVI, D-Sub, S-Video.

              VIVO: нет.

              TV-out: интегрирован в GPU.

              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E

              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E имеет 256Mb памяти DDR2 SDRAM, размещённой в 8-ми микросхемах на лицевой и оборотной сторонах PCB.

              Микросхемы памяти Infineon. Время выборки у микросхем памяти 2.8ns, что соответствует частоте работы 357 (714) МГц. Память же работает на частоте 250 (500) МГц.

              Сравнение с эталонным дизайном, вид спереди
              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E ATI RADEON X1300 PRO 256MB PCI-E
              Сравнение с эталонным дизайном, вид сзади
              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E ATI RADEON X1300 PRO 256MB PCI-E

              Дизайн платы стандартный, он соответствует дизайну платы от самой ATI. Видно, что и на эталонной карте, и на тестируемой есть посадочное место под ATI RAGE Theater, но ни на одной из карт его нет. Также можно заметить некоторую разницу в используемых элементах, по всей видимости, стабилизатора питания, который находится в правом верхнем углу платы, если смотреть на неё спереди. На эталонной плате (X1300Pro) использовался один набор деталей, а часть посадочных мест пустовала, тогда как на тестируемой карте (X1300) детали распаяны иначе. Та же картина и на задней стороне карты в том же самом месте.

              Теперь пару о слов о системе охлаждения.

              Она представляет собой примитивный алюминиевый радиатор с игольчатым оребрением, покрывающий почти всю лицевую сторону карты.

              Микросхемы памяти на лицевой стороне прижимаются к этому радиатору через термопрокладки (стоит заметить, что на представленном образце термопрокладки были установлены не совсем аккуратно, и часть чипов памяти прилегала к этим прокладкам не полностью — на фото выше можно увидеть, что след от микросхемы уходит за край прокладки). На оборотной стороне карты микросхемы памяти охлаждения лишены, хотя память даже на стандартных частотах нагревается довольно ощутимо. При сильной загрузке видеокарты палец не продержишь более 5 секунд. Да и радиатор без активного охлаждения тоже раскаляется, особенно в области видеочипа.

              Теперь посмотрим, что же скрывается под радиатором.

              X1800XT — RV515 изготовлен в конце сентября — начале октября этого года.

              |

              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E

              В коробке можно найти руководство пользователя, диск с драйверами, PowerDVD 5, диск "Sapphire select", переходник DVI-to-D-Sub, переходник для вывода компонентного сигнала, переходник для вывода S-Video, переходник для вывода композитного видеосигнала. Довольно неплохой комплект.

              Установка и драйверы

              Конфигурация тестового стенда:

              • Компьютер на базе Athlon 64 (939Socket)
              • процессор AMD Athlon 3500+ (2250MHz) (L2=512K);
              • системная плата ASUS A8N-E Deluxe на чипсете NV > VSync отключен.

              Синтетические тесты я не проводил, т.к. опыта проведения их у меня не было, да и время тестирования на них всё равно не хватало (карта была предоставлена на 2 недели, но мне, как студенту, ещё надо было учиться когда-то 🙂 ). Поэтому сразу перейдём к игровым тестам.

              Производительность в игровых тестах

              При тестировании были использованы две видеокарты: Radeon X1300 (RV515) и GeForce 6600LE (NV43). Т.к. NV43 мне попался удачный, то оказалось легко разблокировать «спрятанные» 4 конвеера и сделать из неё уже GeForce 6600.

              Более того, я решил сравнить приблизительные КПД чипов при одинаковых частотах по памяти и чипу и одинаковом числе конвееров. Т.е., не включая дополнительные конвейеры, разогнать GeForce 6600LE до 425/500. И сравнить полученные скорости, чтобы понять, насколько отличается КПД прежней архитектуры от КПД новой, воплощенной ATI в серии X1000. Хотя бы приблизительно.

              Итого одна видеокарта GeForce 6600LE будет присутствовать в тестах в трёх ролях: в роли, собственно GeForce 6600LE (4@300/500), в роли GeForce 6600LE (4@425/500), одинаковой по параметрам с X1300 (4@425/500), и в роли GeForce 6600 (8@300/500).

              К слову, этот чудесный экземпляр позволял, кроме включения конвееров, ещё и очень сильно разогнать себя — до 560/650 (чип/память), но т.к. с разгоном X1300 не сложилось (чуть дальше частот X1300 Pro — и карта теряла стабильность), то сравнивать GeForce 6600 (8@560/650) было бы не с кем.

              X1300 удалось разогнать только до частот X1300Pro, но использовать её в таком режиме без дополнительного охлаждения я бы не советовал. Для облегчения теплового режима работы разогнанной X1300 был установлен внешний обдув.

              Результаты тестов: сравнение производительности

              В качестве инструментария я использовал:

              • Half-Life2 (Valve/Sierra) — DirectX 9.0, demo (ixbt01, ixbt02, ixbt03 Тестирование проводилось при максимальном качестве).
              • DOOM III (id Software/Activision) — OpenGL, мультитекстурирование, настройки тестирования — Ultra High Quality, demo ixbt1 (33MB!).
              • 3DMark05 1.0.0 (FutureMark) — DirectX 9.0, мультитекстурирование.
              • F.E.A.R. (Monolith/Sierra) — DirectX 9.0, мультитекстурирование, настройки тестирования — maximum, Soft shadows.

              Видеокарты, участвующие в этом тестировании относятся к Middle-End и, даже, к Low-End, что позволяет получать более-менее играбельные fps только в «легких» режимах 1024×768 и 1280×1024 (1280×960). При включении AA и AF скорости падали катастрофически, поэтому больший вес в сравнении карт имели тесты в «лёгких» режимах. Тестировать в разрешениях экрана выше 1280×1024 смысла никакого не было, т.к. видеокарты не топовые, поэтому даже на «лёгких» режимах вряд ли можно было ожидать упирания в процессор.

              Игровые тесты, сильно нагружающие блоки вершинных шейдеров, блоки пиксельных шейдеров 2.0, активное мультитекстурирование.

              В лёгком режиме X1300 опередил GeForce 6600LE и идёт почти наравне с своим «клоном по параметрам» от nVidia (разогнанный 6600LE), немного опережая последнего. До 6600 уже не дотянуться, хотя X1300 стоит дороже, чем 6600 (на момент написания статьи). Тут 4 «современных» конвеера не могут догнать 8 «старого образца».

              X1300Pro в 1024×768 опережает 6600, а в 1280×960 всё сводится к паритету.

              В тяжёлом режиме X1300 стабильно, но быстрее чем 6600LE и даже чем 6600LE на частотах 425/500 в 1280×960. X1300Pro держит примерный паритет с 6600, опережая обе версии 6600LE (что не удивительно при его цене, но могло быть и лучше).

              Half-Life2: ixbt01 demo

              X1300 выступил очень неплохо для своих технических возможностей (что не удивительно, если учесть, под какие карточки эта игра делалась), но оказался в проигрыше по ценам. Он вполне спокойно обошёл 6600LE в лёгком режиме и даже его разогнанную версию («новые» конвейеры оказались эффективнее). С 6600 держит шаткий паритет.

              Со сглаживанием и фильтрацией преимущество X1300 над 6600LE резко сократилось, но осталось в силе, а вот «нормальный» 6600 уже ушёл вперёд со своими 8-ю конвейерами. Определённо, цену на X1300 надо опускать.

              Впрочем, те же 4 «новых», но разогнанных, конвейера в лице X1300Pro вполне могут потягаться с 6600. И тут цена вполне адекватна. За X1300Pro выигрыш.

              Half-Life2: ixbt02 demo

              Почти всё то же самое, только при лёгких настройках X1300 уже опустился до паритета с разогнанной до 425/500 6600LE (но преимущество над нормальным 6600LE осталось) и проиграл 6600. X1300Pro всё ещё не на много опережает 6600.

              А вот при AA и AF и X1300Pro, и даже простая X1300 смогла вырвать победу у всех видеокарт соперника (из того же ценового диапазона, разумеется). X1300 с очень внушительным отрывом ушёл от 6600, а уж 6600LE тем более уже оказался в проигрыше. Может быть, дело в объёме памяти на видеокартах: на 6600LE/6600 было установлено 128Мб, тогда как на X1300/X1300Pro — 256Мб.

              Но вот цена новинок слишком высока для их производительности. Если цена на X1300 опустится до 90 у.е., а на X1300Pro до 100 у.е. тогда эти видеокарты будут хорошим выбором.

              Half-Life2: ixbt03 demo

              Этот тест ознаменовался очень хорошим выступлением видеокарт на канадских видеочипах. X1300 даже сравнялся с 6600, а уж 6600LE проиграл ей намного больше (60% в режиме 1024×768 без AA и AF). Даже 6600LE разогнанная до частот X1300 не смогла ничего сделать. «Новые» конвейеры показали свою мощь. X1300Pro вообще ушёл очень далеко вперёд, вполне оправдывая свою цену.

              В режиме с AA и AF всё то же самое, только проценты преимущества немного уменьшились. Но победа осталась за X1300 и X1300Pro.

              Игровые тесты, сильно нагружающие пиксельный конвейер текстурированием, активная работа стенсиль-буфера, блоков шейдеров.

              DOOM III Ultra High mode

              Появившиеся вроде надежды на оптимизацию обработки теней, связанные с улучшенным быстродействием новой архитектуры от ATI в других тестах, быстро развеялись после первых же результатов тестов. Всё-таки очень хорошо «точили» Doom3 под калифорнийские карточки.

              Без AA/AF: полный провал новинок от ATI. Даже X1300Pro не смогла достать 6600LE с более низкими частотами и «старой» архитектурой.

              С AA/AF: лишь X1300Pro смогла как-то соревноваться с 6600LE (в том числе и разогнанной) и 6600. X1300 полностью проиграла бой.

              Синтетические тесты, сильно нагружающие шейдерные блоки.

              Здесь всё очень радужно для видеокарт на чипах ATI.

              Без AA/AF: X1300 почти догнал 6600, опередив 6600LE (даже в разогнанном варианте — возможно, в этом заслуга новой архитектуры… надо бы сравнить с предыдущей архитектурой ATI, но у меня в распоряжении не было таких карт). X1300Pro уверенно лидирует.

              С AA/AF: X1300 особо не церемонясь спокойно обошёл 6600 (не говоря уж про 6600LE). Новая архитектура или отполированные до блеска драйвера? Хороший вопрос… Про X1300Pro уже всё сказано: свою цену по результатам этого теста она отрабатывает.

              Хочу заметить, насколько на X1300 быстрее первый Game-тест проходил по сравнению с 6600. В сцене, где огромный бронированный робот расстреливает солдат у двери 6600 удавалось максимум показать 10 кадров/сек. X1300Pro же не напрягаясь выдавала все 17-18. И во втором тесте (по лесу летает зелёный огонёк) также соотношение в пользу X1300Pro: 5 и 8 кадров соответственно. Правда, при этом были отмечены проблемы с качеством картинки в первом тесте, о чём ниже.

              Вопросы качества.

              Во время тестирования были замечены две проблемы с качеством картинки.

                1) 3Dmark05, Game1:

              Читайте также:  Lg v10 прошивка 4pda
              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E GeForce 6600 128Mb PCI-E

              Дым от упавшей цистерны на X1300 как будто терял цветовую разрядность и окрашивался в инородные цвета, тогда как на 6600 артефактов замечено не было.

                2) Need For Speed: Most Wanted:
              Sapphire Radeon X1300 256Mb PCI-E GeForce 6600 128Mb PCI-E

              Тоже проблемы с прорисовкой дыма. (Правда, в этой игре у всех видеокарт от ATI есть проблемы. Например, на предыдущих поколениях все тени при установке максимальной графики имели резкие, рваные края. На X1300 такого дефекта не было, хотя совсем гладкими тени не стали; на видеокартах GeForce (даже предыдущих поколений) тени отображаются плавными и без артефактов.) На GeForce 6600 дым вполне адекватный, в то время как на X1300 он имеет какую-то рваную структуру, идёт полосами.

              Такие странности с отрисовкой в этой игре тем более странны, т.к. эта же игра вышла на X-Box 360, где как раз используется чип от ATI.

              Выводы по производительности

              ATI Radeon X1300 — скорее соперник 6600LE, чем 6600, т.к. 6600 часто оставляет новинку позади. Цена на данную карту момент написания статьи была примерно 120 долларов (цена взята с http://www.ultracomp.ru/). 6600LE же, хотя и проигрывал в большинстве тестов, стоит порядка 90 долларов, да и к тому же уже давно присутствует на рынке. Чтобы на новую карту на рынке обратили внимание она должна либо быть хотя бы немного быстрее конкурентов, либо стоить дешевле. Ни того, ни другого не намечается. Более того, в рознице эта карта была замечена по цене 150 долларов. ATI следует поумерить свои аппетиты, чтобы дать новинке занять своё место на рынке.

              Читайте также:  Глицин от перегара отзывы

              ATI Radeon X1300Pro — уже намного интереснее. Она чаще всего наравне соперничает с 6600, нередко выходит вперёд (HL2, 3Dmark05), но иногда и откатывается назад (Doom3). Если цена опустится хотя бы долларов на 20-30 то уже вполне можно подумывать о покупке данной карты, если выбирать из сектора Low-End. Пока же цена говорит не в пользу X1300Pro, хотя она и бывает быстрее, чем 6600.

              Остаётся ждать полноценного выхода новинок на прилавки и постепенного понижения цен до приемлемых, при которых покупка этих карт становится оправданной.

              Сравнительный анализ видеокарт ATI Radeon X1550 и ATI Radeon X1300 LE по всем известным характеристикам в категориях: Общая информация, Технические характеристики, Видеовыходы и порты, Совместимость, размеры, требования, Поддержка API, Память. Анализ производительности видеокарт по бенчмаркам: PassMark — G3D Mark, PassMark — G2D Mark.

              Преимущества

              Причины выбрать ATI Radeon X1550

              • Видеокарта новее, разница в датах выпуска 1 year(s) 2 month(s)
              • Частота ядра примерно на 33% больше: 600 MHz vs 450 MHz
              • Скорость текстурирования на 33% больше: 2.4 GTexel / s vs 1.8 GTexel / s
              • Максимальный размер памяти больше в 4 раз(а): 256 MB vs 64 MB
              • Частота памяти на 60% больше: 800 MHz vs 500 MHz
              Дата выпуска 1 January 2007 vs 5 October 2005
              Частота ядра 600 MHz vs 450 MHz
              Скорость текстурирования 2.4 GTexel / s vs 1.8 GTexel / s
              Максимальный размер памяти 256 MB vs 64 MB
              Частота памяти 800 MHz vs 500 MHz

              Сравнение бенчмарков

              GPU 1: ATI Radeon X1550
              GPU 2: ATI Radeon X1300 LE