Авиафорум пилотов гражданской авиации

УЛЬЯНОВСК, 9 ФЕВ, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.

На российском рынке труда не так много специальностей, за обладателями которых работодатель начинает охотиться еще во время студенчества своих будущих работников. Гражданские летчики – одна из таких профессий. Через несколько месяцев после выпускных экзаменов молодые парни могут претендовать на зарплату в 150-200 тысяч рублей, им для этого даже не обязательно работать в Москве.

Все дело в нехватке пилотов, дефицит которых авиакомпании предлагают покрывать так же, как во многих других сферах – с помощью иностранцев. Кто будет возить нас завтра? Чтобы это выяснить, накануне дня рождения российской гражданской авиации мы отправились в Ульяновск.

Прогрессирующий и скоростной "козлы"

"Самое опасное – это прогрессирующий "козел". Когда самолет садишь не под тем углом и не с той скоростью. Он отталкивается от летного поля и вновь взмывает. А потом опять садится и опять отталкивается", – рассказывает пятикурсник, который солидно представился как Петр Петрович Мацко. В результате неудачной посадки самолет вместо того, чтобы покатиться по полосе, начинает по ней скакать. Прямо как упомянутое животное.

Опасен также скоростной "козел", когда самолет садится со слишком большой горизонтальной скоростью. Между крылом и полосой возникает эффект экрана, подъемная сила подбрасывает самолет обратно в воздух и тут же ослабевает. Тогда скоростной "козел" может превратиться в прогрессирующего "козла".

Это курсанты УВАУГА ("Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации") по моей просьбе назвали самые типичные ошибки начинающих летчиков. Сегодня у них ответственный день – они впервые совершают вылеты без инструкторов. До этого они должны были налетать 18 часов с инструкторами (что примерно соответствует 90-100 посадкам – здесь считают по посадкам, а не по взлетам).

Мы сидим в небольшой будочке посреди заснеженного аэродрома "Баратаевка" летного училища. Внутри тепло – работает обогреватель. В туалет, впрочем, приходится выходить наружу – в простую деревянную будку, куда бегают и аэропортовские диспетчеры, и метеорологи.

Курсанты изучают карты с летными заданиями, которые раздал им инструктор, с помощью старинных логарифмических линеек, прикидывая воздействие ветра. Время от времени выглядывают в окно – не прилетел ли их новенький австрийский самолетик Diamond DA-40. Такое сочетание убогой архаики и блестящей современности, кажется, как нельзя лучше символизирует состояние российской авиации.

Прошли те времена, когда летчики-курсанты из-за дороговизны топлива летали по 60 часов вместо необходимых 150-ти – и не на современных самолетах, а на стареньких ЯК-40 и АН-26.

Курсанты учатся на новых дорогих тренажерах, каждый из которых обходится казне в десятки миллионов рублей. Государство вкладывает в подготовку летчиков серьезные деньги. Но проблему острой нехватки гражданских пилотов это не решает.

Дефицит пилотов связан с дефицитом инструкторов

В последнее время в России пассажирские авиаперевозки растут на 13-14%% в год. Была запущена программа дотирования перевозок с Дальнего Востока. Похожие программы разрабатываются для Сибири и Поволжья. Это, конечно, "разогревает" рынок, однако возникает вопрос: а кто, собственно, будет возить этих пассажиров, с учетом того, что нынешние училища попросту не успевают восполнять дефицит пилотов?

Сейчас в России 14,2 тысячи гражданских пилотов. Средний возраст – 50-52 года, то есть большинство из них готовили еще в советские времена. Их ряды редеют со скоростью 600-700 человек в год. Специалисты говорят, что пополнять эту армию, чтобы она не только росла, но и молодела, надо на 2,5 тысячи пилотов в год. Взять их негде – такой ресурс, как военные летчики, практически исчерпан. А российские училища выпускают всего около 400 курсантов ежегодно.

Проблема в том, что механически увеличить набор курсантов училища не могут – их попросту некому учить, рассказал РИА Новости проректор по учебной и научной работу УВАУГА Сергей Косачевский. Ведь инструкторский состав – это такие же летчики. Они точно так же стареют и выходят на пенсию.

"Средняя зарплата инструктора в училище – 17 тысяч рублей. Это ровно в 10 раз меньше, чем могут предложить нашему выпускнику авиакомпании, – поясняет Сергей Косачевский. – А теперь вопрос: можем ли мы осуждать молодежь, которая не хочет идти к нам работать инструкторами?"

По словам проректора УВАУГА, сейчас в инструкторы берут и 40-летних – тех, кому уже поздно идти в коммерческие пилоты, или тех, кто не хочет уезжать из родного Ульяновска.

В УВАУГА сейчас на всех пяти курсах учатся 1030 курсантов-пилотов. Каждый год набор увеличивается. "В этом году выпускаем 137 человек, на следующий – 197, а дальше уже за 200", – рассказывает проректор Сергей Косачевский.

Но если курсантов с каждым годом становится все больше, то инструкторский состав расти с такой же скоростью не может.

Зарплата на уровне небес

Состояние корпуса гражданских летчиков критическое – а ведь это специалисты, которые ответственны за жизни сотен людей, не говоря о дорогой технике. Летчики, которых удерживают высокими зарплатами и которых попросту некем заменить, не торопятся на пенсию, размер которой оставляет желать лучшего. Однако возраст берет свое, природу не обманешь – вместе с опытом приходит ухудшение физических кондиций.

Порой бывает даже, что изгнанные за серьезные нарушения из одной авиакомпании летчики без труда находят себе новое место работы в другой и, как ни в чем не бывало, продолжают возить пассажиров.

Еще одна проблема – пилоты летают на пределе своих возможностей и, зачастую, с превышением международных норм. Экипажи, которые на международных линиях раньше состояли из 4-5 человек, сейчас сокращают до двух.

Определенный отток идет из России за рубеж – в богатых авиакомпаниях стран Персидского залива и Азии нет требования местного гражданства для летчика.

Впрочем, в последние годы, благодаря взлетевшим до небес зарплатам в российских авиакомпаниях, "утечка мозгов" практически прекратилась. Второй пилот сейчас получает 150-200 тысяч рублей. Первый пилот, то есть капитан, которым можно стать уже в 26-27 лет после налета двух тысяч часов в кресле второго пилота, зарабатывает 300-500 тысяч.

напишите мне пожалуйста на мой е- мейл. Хочу с Вами познакомиться

ох. и мне б пилота))))) они таааакие-тааааакие. красивые. мур-мур-мур. в такой эротичной форме. эх, и что девченок в летные училища раньше не брали. из меня б отличный КВС вышел))))) главное — все летные качества присутствуют. — здоровье,быстрота принятия решения и любовь к спиртным напиткам и противоположному полу))))

Я считаю, что мужчины пилоты очень умные и обаятельные, надежные, серьезные. В общем обладают мужскими качествами. Может мужчина пилот и есть моя судьба. Я красива, голубые глаза, светло-русая, рост 176, стройная. Живу в Крыму. может у нас тоже скоро появятся пилоты.

Я всегда хотела познакомится с лётчиком,но всё как то не получалось,надеюсь на то,что всё же когда нибудь познакомлюсь))) я тоже с Крыма но живу в Москве.
А вообще,я считаю так,что пилот гражданской авиации и военный лётчик это одинакова смелые,мужественные,высоко образованные люди. желаю нам удачи!!)))).

Сегодня узнавала за обучение бортпроводниц.Очень расстроилась,что в Ростове их нет,только в Екатеринбурге. шанс знакомства с летчиком очень низок,если ты никак не вращаешься в их кругах. на мой взгляд.

Сегодня узнавала за обучение бортпроводниц.Очень расстроилась,что в Ростове их нет,только в Екатеринбурге. шанс знакомства с летчиком очень низок,если ты никак не вращаешься в их кругах. на мой взгляд.

Похожие темы

Ой. девочки! Все относительно. Я встречалась с пилотом, поначалу кажется надеждный, умный, интеллектуальный. А дальше. ***** просто. в рейсах все бухают и гуляют, оказыается куча детей в разных городах и много всяких еще обманов было. так что. я с летчиком больше ни-ни.

Читайте также:  Сканер негативной пленки 35 мм

Познакомлюсь с летчиком . Мечта или реальность ?)) Для с/о!

Привет! Я в Каче, познакомилась бы с пилотом. 😉

Обожаю пилотов. Они моя страсть😍 восхищаюсь ими. Я из Риги. Пишите пилоты. Только люблю пилотов которые летают на больших самолетах. Мммм😍😍😍

Я вот люблю таких мужчин: 1. Пилотов. 2. Полицейские . Вот эти две профессии я обожаю😍😍😍😍хочу себе мужа такого. А лучше и такого и такого. Мм кайф! Но пилоты приоритетнее все таки✈️✈️✈️🌅

Это Была опять я . Вообщем так. Мне 27 лет, блондинка, рост 178, стройная. Не глупая, веселая, симпатичная, по знакомлюсь с настоящим мужчиной пилотом 😍😍😍

Эхх. Сильно нравится один пилот, но увы. Женат, дети. Вот кто-то писал про БМ — пилот, бабник, алкаш. Симпатичный хоть? Развеяться, что ли?

познакомлюсь с летчиком. Живу в Краснодаре. 26 лет блондинка. все вопросы по почте iana13@mail.ru

Живу возле аэропорта Минск -1, и если честно, ни разу даже не встречала летчиков, этих настоящих мужчин..) а жаль)

Если вы для денег (понять можно), и лет вам до 20-22, лучше сами выучитесь на пилота и имейте эти деньги. Летчики очень избалованы женским вниманием, стабильной высокой зарплатой (замечу, без вкладывания капитала, кредитов, бизнесов и т. п., как у других), возможностью снять девушку в разных городах и странах. Вокруг них — ореол романтики плюс все в курсе об их зарплатах, так что желающих полно. Интеллекта большого эта профессия не требует, надо быть внимательным и знать технологии полета — всё. Пилоты спят со стюардессами, спят с сотрудницами аэропорта в каждом рейсе, у моего бывшего была тетя — диспетчер, красивая, но в возрасте и не замужем — так у нее каждые выходные дома пьяные летчики менялись, половина из них женаты. В-общем, не советую.

Ох, елки)))))))) весело было у этой диспетчерши))))))))) как, интересно, такие лотерейные билеты вытягивают. В остальном про пилотов все правда, да. Но с ними все равно весело)))))

Девочки, подниму вашу тему, их сейчас очень много на hh.ruсидит, ищите их на сайте поиска работы

Светлана? А каким образом вы с летчиком на Максе познакомились? Я тоже на Максе была но со мной даже не пытались знакомтьься((( я честно говоря сохну по военным летчикам и неважно кто он вертолетчик или истребитель. К гражданским я как то равнодушно отношусь. И ещё девчонки а как ам лётчики палубной авиации или летающие на сушках?) вроде тоже нормуль

И на каких сайтах знакомств сидят военные летчики?

Эм. ну насчет того, что мы ***** это полный абсурд, конечно на любой работе попадаются люди глуповатые на первый взгляд, но тем не менее они всё равно знают своё дело на 5+, так что не стоит мыслить стереотипно, люди разные бывают и профессия иногда не играет в этом особой роли.
Ну а в завершение хочу добавить, что готов к знакомству с какой нибудь обворожительной мадемуазель которая не прочь познакомится с пилотом Г.А. 😉

Стесняюсь спросить а ты КВС или вторым пилотом летаешь?

Забрела) Я познакомилась с парнем пилотом в обычном пабе ( клубе). Ему 29, мне чуть больше 30. Я изначально обратила внимание на его друга- высоченый смазливый. Стала общаться с ним — а он то и дело к подружкам прилипал. Мне стало неприятно — дай ка, думаю, пообщаюсь с его другом. Подошла — стала общаться — и . больше вокруг себя ничего не помню. Зацепило общением! И только через несколько дней я узнала что он пилот!) Общемся 2-й месяц. Наклевываются отношения. Что могу сказать: пантов гора), деньги есть, времени свободдного мало, куча друзей и подруг. присылает фотки из своих полетов и коммандировок — ннну да траходромища там в нумерах не хилые)! Обревнуешься). Но мы с ним в первую очередь друзья, у нас много общего — музыка, взгляды на жизнь, темперамент! Я влюбилась в него как в человека, а пилот — это было как бонус! Уж не знаю что и как будет. Я старше его, у меня уже за спиной развод и сынуля. Но его это не отпугнуло. У него хорошая семья и родители — И он тоже хочет семью, но мы о будущем пока не говорим. Живем сейчас.

И вовсе мы не туповатые. )

Я готова познакомиться с удовольствием!

ну и где наш единственный герой-пилот? "ОН УЛЕТЕЛ! . НО ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ"

Давайте познакомимся))) Я тоже хотела бы познакомится с пилотом.
Простите, что влезаю! Я вот сама мечтала быть стюардессой! Уж очень меня в небо тянет, летать обожаю, но к сожалению не прошла по здоровью(зрение не из лучших((( для полетов оказалось. С летчиком познакомиться давняя мечта! может есть еще свободные парни? ау.

alexei.kudashov2017@yandex.ru, пишите сюда )

Тогда может познакомимся?

Давайте познакомимся))) Я тоже хотела бы познакомится с пилотом.

И я о летчике мечтаю. ммм какие они настоящие Мужчины. Если какой-нибудь читает познакомлюсь. Ждать умею, верная. 28 лет, рост 183. Сибирячка. Глаза зеленые:-) Екатерина:-)

познакомлюсь с умным и порядочным молодым человеком. Мне25 лет,рост 175,стройная с очень красивыми зелеными глазами

alexei.kudashov2017@yandex.ru — напишите мне,думаю это то что вам нужно

Хочу познакомиться с умным,сильным и надёжным. Мне лет,высокая стройная,красивая и неглупая. Умею ждать и очень терпеливая.Эл.почта lumary@list.ru

Девочки я тоже хочу познакомиться с летчиком))сама хотела летать,но увы ))а там где живу их нет

Это все стереотипы из прошлого. Сейчас в гражданской авиации по сути нет летчиков, есть операторы воздушных судов. Практически весь полет выполняет автоматика самолета, оператору нужно только в нужный момент нажать нужную кнопочку. С таким же успехом можно обсуждать какие смелые водители автобусов, которые в свою очередь намного чаще попадают в сложные ситуации на дороге (как и любой обычный водитель).

Очень хочу познакомиться с летчиком.У меня самые серьезные намерения.Я среднего роста(165) стройная симпатичная блондинка.Вот возраст уже увы-50 лет.Образование высшее.Есть 2 взрослых детей-живут отдельно.Мужа нет. Пиши bellarnic@mail.ru

Я была знакома с летчиком целых 5 лет из которых 3 года ждала его!познакомились в интернете, за 3 года несколько фото куча стихов песен и признаний в любви,говорил что как закончатся его полеты сразу прилетит и увезет к себе!за 3 года ни разу не видела его в живую отказывался общаться через видео звонки был в моем городе но не вышел на связь чтобы увидеться хотя мои смс дошли до него а на звонки не отвечал(в общем спустя 3 года я стала чаще спрашивать когда увидимся!на что он сказал не нравится не жди!и это после такого количества времени ожидания и надежд!((как будто в душу плюнули.

Ну что, знакомимся с пилотом.

Буду тоже рада знакомству с пилотом. scarlet_t@mail.ru

давайте только без вариантов "в аэропорту" или "в туалете самолета" ))

А мне просто интересно стало .летаю летаю.а пилота ни разу не видела

Завтра опять лечу с домадедова в мурманск

Я тоже с детства мечтала о том,кто в небе,будь то лётчик или пилот!И сейчас мечтаю!

Я очень хочу познакомится т89147916057 мне 47 лет одна

И вовсе мы не туповатые. )

мой мужчина летчик,денег нет никогда . он КВС и очень умный а толку)))Нужен срочно другой летчик

Жалоба

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Жалоба отправлена модератору

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Форум: любовь

Новое за сегодня

Популярное за сегодня

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Читайте также:  Школьные каникулы в америке

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Пилот гражданской авиации рассказал о своей зарплате и тратах

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — пилот. Сумма, которую получают пилоты гражданской авиации, зависит от нескольких факторов: авиакомпании-работодателя, типа самолета и выполнения нормы налета часов. Мы поговорили с пилотом, который на заре своей карьеры восемь раз пытался устроиться в «Аэрофлот», летал на «кукурузнике», а теперь управляет Boeing 757.

Профессия

Пилот

Зарплата

200 000 рублей

Траты

40 000 рублей

40 000 рублей

20 000 рублей

6 000 рублей

уход за мотоциклом

5 000 рублей

7 000 рублей

82 000 рублей

прочие расходы
и накопления

Как стать пилотом

Поначалу я даже не думал стать пилотом, эта мысль пришла ближе к 14 годам. Мой отец летал на грузовом самолете в составе экипажа. К тому же привлекали финансовая составляющая и мысль о том, что можно путешествовать. Это сейчас я понимаю, что о путешествиях речь не идет, но до сих пор считаю, что авиация — одна из отраслей, где можно приятно работать и достаточно зарабатывать.

Я окончил общеобразовательную школу, а потом поступил в Московский авиационный технологический институт. Конструкторская деятельность меня не особо привлекала, поэтому дальше я решил пойти в летное училище. Но поступить сразу не получилось из-за проблем со зрением, тогда мне пришлось сделать операцию и подождать. Первое, что нужно, чтобы стать пилотом, — это хорошее здоровье.

Просто так в летное поступить очень сложно, а прохождение армии дает допуск с любым проходным баллом. Поэтому я отслужил год и получил рекомендательное письмо о внеконкурсном зачислении. Выбрал Сасовское летное училище, которое окончил в 2009 году пилотом коммерческой авиации. В начале 2000-х из-за развала отрасли образовался дефицит кадров, и в летчики брали всех подряд. Тогда в училище приходили три человека на 80 мест. Сейчас конкурс высокий, и все места забиты.

Для выпускников школы программа длится два года и 10 месяцев. На первом курсе преподают общеобразовательные предметы и аэронавигацию, аэродинамику, метеорологию. На втором курсе продолжают изучать спецпредметы и начинают отлетывать первые часы на легкомоторном самолете. На третий год практикуются полеты на двухмоторном самолете. Выпускникам училища выдают диплом и свидетельство пилота коммерческой авиации.

В теории после окончания училища можно устраиваться на работу, но на практике нужно пройти дополнительные курсы: по английскому языку и по подготовке к международным полетам. С ходу устроиться получается мало у кого. Конечно, есть родственники и знакомые, которые могут пристроить, но это другая история.

После окончания училища я восемь раз пытался устроиться в «Аэрофлот», а потом взял билет в один конец. У нас есть такое понятие, как «струя»: если попал в струю, то все замечательно идет. Так вот, тогда я, как и половина нашего курса, в струю не попал. Поэтому я уехал в Красноярский край и устроился на самолет Ан-2 («кукурузник») — так сказать, наслаждаться романтикой полета.

Проработал на Севере два года. В первый год следил за пожарами в лесах с воздуха, на второй год возил продукты и выкидывал парашютистов. За это время ветер из головы выветрился, а необходимые курсы были пройдены. Я вновь подал резюме в крупные авиакомпании и получил сразу несколько приглашений. Я сделал выбор в пользу воздушного судна: пошел туда, где пригласили работать на Boeing 757.

Чтобы устроиться на работу, надо сдать вступительные экзамены. Экзамены сдаются прямо в аэропорту: метеорологию надо сдавать метеорологу, аэродинамику — командно-летному составу и так далее. Если результат положительный, принимают на первоначальные курсы подготовки пилотов определенного типа самолета.

Дальше идет ввод в строй. Около 150 часов (или три месяца) я летал в сопровождении инструктора и safety pilot — второго пилота, который контролировал мои действия. После этого я получил свидетельство, где было сказано, что я могу быть вторым пилотом на Boeing 757. А потом дали самолет с 200 пассажирами, и я приступил к работе.

Особенности работы

О графике

Сейчас я летаю на грузовом воздушном судне. Раньше самолет был пассажирским, но потом его переделали: убрали сиденья, усилили пол, вырезали дверь. Регулярных рейсов нет: когда появляется заказ, тогда и лечу. Получается, что в месяц я нахожусь дома около пяти-семи дней.

На пассажирских рейсах я работал через день. Boeing 757 не предназначен для трансатлантических полетов, поэтому рейсы были не длинные. Бывали и совсем короткие: утром улетишь, а в обед уже дома.

Для летных экипажей существует норма времени отдыха. Пилот должен работать не больше 12 часов, а потом не меньше 12 часов отдыхать. Поэтому на дальние и сложные полеты сажают два экипажа. Первый экипаж, например, взлетает, дальше его заменяет второй, который пилотирует. На обратном пути они меняются. После долгих полетов мы отдыхаем в пункте назначения — или просто ночуем, или проводим там около суток. Сейчас я постоянно летаю в Якутск, исходил его вдоль и поперек, а на пассажирских рейсах было поинтереснее: удалось немного посмотреть Россию и Европу.

О подготовке к полету

Вся работа летчиков — это одна сплошная подготовка. Подготовка к рейсу начинается за два часа. Сначала нужно получить полетную документацию. Если рейс сложный и в точке назначения ждет горный аэродром, то нужно обговорить с командно-летным составом все возможные сложности. Есть аэродромы — например, Шамбери или Инсбрук — с очень сложными заходами. Их нужно отрабатывать на тренажерах. Если аэропорт для пилота новый, пилот-инструктор должен рассказать ему обо всех особенностях выполнения полета. Но для стандартных рейсов все проходит достаточно быстро.

В брифинг-комнате нужно получить сборники Jeppesen (сборники аэронавигационной информации. — Прим. ред.) и метеодокументы. В российских аэропортах перед каждым рейсом обязателен медосмотр. Обычно измеряют пульс и давление, но есть предвзятые врачи — они могут накрутить нервы летчику, заставив дышать в трубку. Честно скажу: чтобы явиться на медконтроль «с выхлопом», надо быть или без мозгов, или совсем отчаянным. За все восемь лет работы случаев поимки пилотов в состоянии алкогольного опьянения я не помню. Может быть, в малой авиации это случается, но здесь очень высоки риски и очень высока конкуренция. Наверняка многие помнят скандал, когда Ксения Собчак, услышав речь пилота по громкоговорителю, заподозрила, что он пьян. Пилота увезли на освидетельствование — там оказалось, что он в полном порядке. Но потом у него случился нервный срыв, и он ушел с летной работы.

За час до выполнения рейса капитан полностью осматривает самолет снаружи на наличие дефектов. Я проверяю оборудование внутри кабины и заправку топлива. Если мне что-то не нравится, то сразу докладываю командиру, и он вызывает инженеров-техников. Инженеры могут или устранить неполадку, или занести данные в лист отложенных дефектов. Самолет может некоторое время летать с незначительными дефектами, которые устранят позже.

Читайте также:  100 Герц или 200 герц

Об экипаже

Когда пилоты летали на российской технике, обязанности четко разделялись: был командир, второй пилот, инженер, штурман, радист. Сейчас экипаж — это командир, второй пилот и команда бортпроводников. Как только самолет выкатился на исполнительный старт, разделение на командира и второго пилота пропадает: есть pilot flying (который управляет самолетом) и pilot not flying (который ведет мониторинг). В воздухе я могу быть как тем, так и другим — роли распределяются на предполетном брифинге. Обратно разделение на командира и второго пилота происходит уже на земле: я как второй пилот получаю сборники перед полетом, а после заполняю документацию. В остальном я, командир и самолет — единое целое.

Раньше пара «командир — второй пилот» была постоянной. В такой слетанности есть свои плюсы, но также есть и риск: «Я знаю, что Петька делает, а Петька знает, что я делаю». Но если Петька ошибся, а я его не проконтролировал, то это может сложиться в неблагоприятные обстоятельства. Когда я не знаю напарника, то присматриваюсь к его действиям и четко выполняю свои обязанности, и он делает то же самое. Такой кросс-чек очень важен.

О беспилотных самолетах и плохих мыслях

Мы пилотируем самолет в ручном режиме до набора эшелона, потом подключаем автопилот, но все равно контролируем все действия. Многие пророчат, что скоро техника станет беспилотной. Но оставлять такие решения за компьютером я бы не стал. Некоторые подумают: «Вот, он так говорит, потому что боится остаться без работы», — но я считаю, что техника недостаточно совершенна.

В полете мы проводим предпосадочный брифинг. Если я пилотирую самолет, то, находясь на эшелоне (в диапазоне высот, в которых летит самолет. — Прим. ред.), обсуждаю с капитаном, что и как буду делать при посадке. Таким образом, для капитана в моих действиях нет новизны. При этом если второй пилот совершает ошибку, командир берет управление на себя: «I have control».

В истории «Чудо на Гудзоне» про Салли Салленбергера очень подробно описано, зачем пилот нужен в кабине, несмотря ни на что. Это история о пилоте, который посадил самолет с двумя отказавшими двигателями на Гудзон, и все 155 человек остались живы.

Каждый раз, садясь в самолет, я понимаю, что у меня за плечом либо 200 пассажиров, либо 35 тонн дорогостоящего груза. Меня часто спрашивают, не страшно ли летать. Летать не страшно, я же не камикадзе! Если самолет в чем-то может быть неисправен, я просто не соглашусь на полет. В моей карьере были такие моменты, когда капитан принимал решение лететь, а я его останавливал.

Любая техника ломается, мы все это прекрасно знаем. Но во время полета я не думаю о плохом, потому что у мыслей есть свойство материализоваться. Если думать о том, что сейчас что-то отвалится или сломается, можно довести себя до нервного срыва.

О ПЕНСИИ

В гражданской авиации можно уйти на пенсию после шести тысяч часов налета. Но я пока не сильно заморачиваюсь этим вопросом: до пенсии мне летать еще года три.

Летчик может летать в роли командира максимум до 65 лет. После этого его переводят во вторые пилоты, где он летает, пока проходит медкомиссию. Но обычно уходят раньше: как ни крути, накапливаются разные болячки.

Я считаю, что надо уходить в здравой памяти и более-менее здоровым, чтобы как-то пристроить себя в гражданской жизни — не на шезлонге же сидеть в оставшееся время. Как правило, те летчики, которые долго-долго летают, быстро умирают. Они привыкают к такому ритму, и резкая остановка очень тяжело сказывается.

В основном, как это ни печально, бывшие летчики идут в охранники, таксисты и другие заурядные профессии. Кто-то устраивается в авиационный учебный центр на тренажер или читать какую-нибудь дисциплину, но таких меньше. Некоторые к этому времени имеют бизнес в отраслях, никак не связанных с авиацией.

Доходы

Зарплата пилота складывается из оклада, налета и премии. Суммы в разных авиакомпаниях получаются разные. Например, у флагмана российских авиалиний зарплата за 80 часов налета составляет 160 тысяч рублей, а у российско-турецкого перевозчика — порядка 240 тысяч рублей. При этом в первой компании все самое лучшее — новые самолеты, постоянная смена формы, возможность называть себя флагманом, но есть короткие рейсы типа Москва — Казань, и, чтобы налетать 80 часов, приходится жить и спать в самолете. Во второй — форма попроще, но рейсы дальние, и налет можно выполнить за 12 выходов. Все относительно: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Меня пока устраивает моя зарплата.

В компании, где я работал до этого, не платили зарплату по два-три месяца. Несколько лет назад были моменты, когда я приезжал с рейса, менял форму на свитер и на новой кредитной машине ехал таксовать. На карте было 7 тысяч рублей, а надо отдать 60 тысяч за кредит — где хочешь, там их и бери.

Сейчас за 80 часов налета я получаю около 200 тысяч рублей на руки. Премия составляет 18 % от оклада, хотя раньше были все 40 %. Лишить премии могут за нарушение дисциплины, распорядка дня, опоздание и повреждение самолета.

Расходы

В семье нас четверо: я, супруга и дети. Сейчас мы живем в квартире, которую отдали мои родители. За коммунальные услуги платим 6–7 тысяч рублей в месяц. Другое жилье строится. Я выплачиваю ипотеку — 40 тысяч рублей ежемесячно.

На еду для всей семьи уходит 40–50 тысяч рублей. У летчиков есть поговорка: «Сон и питание — основа летания». Когда я летал на пассажирском самолете, нас кормили по бизнес-меню. Сейчас питание на борту не предусмотрено — нам платят компенсацию в размере 1,5 тысячи рублей за перелет. Это меня не очень устраивает: перед рейсом приходится ехать в магазин, покупать бутерброды, а потом есть всухомятку.

Покупки вещей происходят спонтанно: если что-то нужно, то покупаем. Зато у меня есть одно постоянное увлечение — мотоцикл. На нем я часто езжу на работу. Одно время даже хотел продать машину. Год назад я купил мотоцикл и периодически что-то к нему докупаю — например, кофры или багажник. Это же как игрушка у ребенка! За год потратил на это 70 тысяч рублей. На бензин уходит 5 тысяч рублей ежемесячно. Занимаюсь спортом, но это увлечение совсем не затратно. Я — любитель воркаута: мне приятно подтягиваться и отжиматься на свежем воздухе.

Наш отпуск происходит точно так же спонтанно, как и покупки. В мае я запланировал поездку в Прагу на мотоцикле, и необходимая сумма у меня уже есть. Если жена хочет поехать в Крым или еще куда-то, это тоже не составит особого труда. В год на поездки уходит примерно 150–200 тысяч рублей.

Остальные деньги мы откладываем. Садик и школа для детей не очень затратные, а с кружками пока у нас дело не пошло. Конечно, есть еще деньги жены (она тоже работает), но их я не считаю.

Иллюстрация: Настя Григорьева