Белый динозавр из мира юрского периода

Благодаря ему 1990-е стали новой эпохой динозавров — в это десятилетие они вновь завладели нашей планетой. Игрушки динозавров, документальные фильмы, официальные продолжения и масса низкобюджетных подражаний — это лишь часть гигантского наследия «Парка юрского периода». Сейчас самое подходящее время вспомнить, как создавался один из самых влиятельных фильмов своего десятилетия.

История киноверсии «Парка юрского периода» началась весной 1990 года, когда крупнейшие голливудские студии сошлись в схватке за право экранизировать новый роман Майкла Крайтона. На тот момент книга еще даже не была опубликована. Но ни это, ни запрошенные Крайтоном 1,5-миллионный гонорар и проценты от сборов не смутили продюсеров. Те нутром чуяли, что из сюжета про динозавров, воскрешенных чудесами технологии, выйдет зрелищный и, главное, кассовый блокбастер.

К «Парку юрского периода» присматривалось много известных режиссеров — Ричард Доннер, Джо Данте, Тим Бертон… Но больше всех в бой рвались Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг.

Крайтон и Спилберг были давними знакомыми

Гонку выиграл Стивен: он опередил заявку Кэмерона буквально на несколько часов, заплатив на 500 тысяч долларов больше, чем запрашивал Крайтон. Скорее всего, немалую роль сыграло то, что Спилберг успел поработать с писателем над сериалом «Скорая помощь». Он заранее знал сюжет нового романа, и у него было время обдумать перспективы фильма.

Кэмерон позже рассказал, что его версия «Парка юрского периода» была бы мрачнее и скорее в духе «Чужих». Но Джеймс не жалеет, что упустил фильм, — он признает, что его подход был неверным. Основная аудитория фильмов про динозавров — дети, и Спилберг поступил разумно, сняв семейную картину.

По условиям сделки Крайтон получил право написать первую версию сценария. Она была довольно близка к книге. Так, ее открывал эпизод из романа, где сбежавшие из парка динозавры атаковали девочку на пляже Коста-Рики.

Позже Спилберг использовал похожую сцену в сиквеле

Как и в книге, в раннем сценарии Крайтона был подсюжет с велоцирапторами, пробравшимися на борт грузового корабля. Другое важное отличие было в том, что в парке находилось куда больше людей и хищных динозавров. А будущая главная звезда картины, могучий Ти-Рекс, вообще не появлялся в третьем акте. Он преследовал доктора Гранта и детей по реке, после чего его усыплял транквилизатором смотритель Малдун.

На сайте Jurassic Time можно найти детальные раскадровки неснятых сцен

В финале герои отбивались от стаи велоцирапторов, параллельно пытаясь остановить покинувшее остров судно с незваными пассажирами. Некоторых хищников убивал Малдун, некоторых — Грант, используя отравленные яйца других динозавров. В отличие от фильма, адвокат Дженнеро и Малдун оставались в живых, а доктор Ву и Джон Хаммонд погибали — создатель парка жертвовал жизнью, спасая внуков. Йен Малькольм получал серьезное ранение, но выживал.

Сценарий отдали на доработку Малии Мармо, работавшей со Спилбергом над «Капитаном Крюком». Её версия была близка к роману, но имела и интересные отличия. Так, в ней не было Малькольма, а часть его реплик досталась Дженнеро. Когда выжившие садились в вертолет, его атаковал Ти-Рекс.

Фильм мог закончиться погоней Ти-Рекса за вертолетом.

В финале сценария Малмо мы узнавали, что парк с самого начала был обречен. Из-за загрязнения ДНК динозавров генами комаров возрожденные ящеры были «запрограммированы» на раннюю смерть. Позже Крайтон использовал идею обреченной на гибель экосистемы в продолжении романа.

Хаммонд в версии Малмо напоминал книжного: он походил на злого Уолта Диснея и, по сути, был главным злодеем. В финале Хаммонд отказывался покидать остров, утверждая, что все работает как надо, а во всех бедах виноваты ненадежные сотрудники, не верившие в успех проекта. В финальной сцене Хаммонд падал со склона в пруд, и в символичном финальном кадре на руку умирающего миллиардера садился комар.

Этот вариант не вполне устроил Спилберга, и за доработку взялся Дэвид Кепп. Именно он создал финальную версию, определившую окончательный сюжет фильма. Но и его вариант подвергся изменениям, особенно его финал.

…или убийством рапторов с помощью крана

Изначально предполагалось, что Грант раздавит рапторов при помощи крана, на котором поднимали скелет тираннозавра. В другой версии Гранту удалось убить одного раптора, сбросив его в челюсти скелета Ти-Рекса. Второго должен был застрелить Хаммонд. Но оба варианта не показались Спилбергу впечатляющими, и он предоставил дело самому Ти-Рексу. Так появилась одна из самых знаменитых сцен картины.

Все голливудские блокбастеры можно поделить на две категории: одни держатся на харизматичных героях, вторые обязаны успехом визуальному ряду. На счету Спилберга есть ленты обоих типов. «Челюсти» и «Индиану Джонса» можно отнести к первой категории, а вот «Парк» — фильм, который «сделали» спецэффекты.

Роль Гранта предлагали Харрисону Форду, а Хаммонда — Шону Коннери. Если бы актеры согласились, мы бы увидели экранное воссоединение Индианы и его отца

Это не значит, что актеры бездельничали на съемках. Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм и Ричард Аттенборо постарались на славу, создав убедительные экранные образы. Но все же основными действующими лицами стали не люди, а динозавры. Даже Спилберг признал это, назвав Ти-Рекса настоящим главным героем картины.

Спецэффекты «Парка юрского периода» сделали его классикой кино. Спилберг нанял лучших мастеров, включая знаменитого Стэна Уинстона, создавшего спецэффекты для «Терминатора» и «Чужих», и мастера покадровой анимации Фила Типпетта. Они проделали колоссальный объем подготовительной работы, заложив фундамент успеха. Всего один факт: пре-продакшн «Парка юрского периода» длился целых 25 месяцев, а съемки уложились в 99 дней.

Эскизы динозавров рисовал художник Крэш Маккрири

Изображая динозавров, Спилберг старался придерживаться науки и нанял для этого нескольких консультантов, включая знаменитого палеонтолога Джека Хорнера. Именно он популяризовал гипотезу, что динозавры были похожи скорее не на гигантских рептилий, а на птиц (диалог об этом даже вошёл в фильм). Хорнер отнёсся к работе ревностно. Например, он зарубил предложение Типпетта, чтобы рапторы высовывали языки, как ящерицы.

Для создания аниматронных фигур команда Уинстона использовала алюминиевые каркасы, на которые натягивали шкуры из гибкого латекса. Пустоты заполняли поролоном, а снаружи конструкцию раскрашивали и покрывали матовым лаком. Мастера по спецэффектам создали фигуры всех основных динозавров — трицератопса, велоцирапторов, дилофозавра и, конечно, тираннозавра.

Последний стал венцом карьеры Уинстона, превзойдя легендарную королеву Чужих. Аниматронная фигура Ти-Рекса достигала 12 метров в длину и весила свыше шести тонн — лишь немногим меньше, чем настоящий динозавр! Уинстон назвал ее «идеальным сочетанием искусства и технологии». Сложно не согласиться с мастером. Даже спустя четверть века его творения выглядят убедительно и могут дать фору чудищам из современных блокбастеров.

Ти-Рекс, почти что настоящий

Но для фильма мало было реалистично выглядящих макетов. Динозавров требовалось заставить бегать. Этого собирались достичь при помощи покадровой анимации миниатюр. Но Спилберг отсмотрел тестовые материалы и понял, что, несмотря на усилия Типпета, анимация динозавров казалась неестественной на фоне остальных эффектов. Аналоговая технология достигла предела развития. Требовалось что-то революционное. Например, компьютерная графика.

Спилберг обратился к студии ILM, принадлежавшей его другу Джорджу Лукасу. В то время его решение считали рискованным — второй «Терминатор» еще не вышел, и многие с недоверием относились к компьютерным эффектам. Специалисты ILM во главе с Деннисом Мареном создали тестовую анимацию с бегущими динозаврами. Увидев работу ILM, Спилберг сказал Типпетту, что тот, похоже, скоро останется без работы. «Ты хотел сказать — вымру?» — ответил Типпетт.

Чтобы убедительнее воссоздать движения динозавров, сотрудники ILM посещали парки дикой природы, изучая повадки крупных животных вроде носорогов, слонов, аллигаторов и жирафов

Впрочем, Типпетт излишне драматизировал. Хоть ни одна из его анимаций не попала в фильм, он сыграл важную роль в успехе картины. Типпетт отлично изучил анатомию динозавров и понимал, как должны двигаться ящеры на экране, чтобы выглядеть правдоподобно. Поэтому он стал консультантом: объяснял художникам ILM, как сделать динозавров живыми и естественными. А его анимационные раскадровки использовали как ориентир, создавая сцены на компьютере.

Сами съемки начались в августе 1992 года и прошли на Гавайях, Доминикане и в студийных павильонах Калифорнии. Проблемы на съемках внесли в фильм свои коррективы. Так, ураган повредил декорацию, где должны были снимать смерть героя Сэмюэла Л. Джексона. Пришлось убить его за кадром.

Много головной боли создателям доставила сцена атаки тираннозавра на автомобили. Чтобы создать иллюзию проливного дождя, аниматронную фигуру Ти-Рекса щедро поливали водой. Но его латексная шкура хорошо впитывала воду, и аниматроника переставала работать как надо. Поэтому в перерывах между дублями команда лихорадочно сушила тираннозавра фенами.

Читайте также:  Dead rising не запускается на windows 7

Как ни странно, самым сложным оказался знаменитый кадр с кругами в стакане воды, возникавшими от шагов тираннозавра. Специалисты никак не могли создать нужный Спилбергу эффект. В итоге результата добились с помощью гитарной струны, которую натянули внутри машины и дергали; вибрация вызывала необходимые круги.

Съемки завершились 30 ноября 1992 года — почти на две недели раньше срока. Уже через пару дней была готова черновая версия картины. Отсмотрев ее, Спилберг вздохнул с облегчением и сразу приступил к съемке следующего фильма — принесшего ему долгожданный «Оскар» «Списка Шиндлера».

Премьера «Парка юрского периода» состоялась 9 июня 1993 года. Сразу стало ясно, что фильм будет главным кинособытием года. Творение Спилберга наголову разбило конкурентов, с легкостью возглавило американский прокат, установив новый рекорд по сборам первого уик-энда. Спилберг стал главным триумфатором «Оскара» за 1993 год: «Список Шиндлера» собрал самые почетные награды, а «Парк юрского периода» закономерно победил в технических номинациях.

Стоит помнить, что успех возник не на пустом месте. Студия Universal вложила в маркетинг огромные по тем временам 65 миллионов долларов — больше бюджета самой картины! Детские игрушки, массированная рекламная кампания, игры на приставках — все это сопровождало выход фильма. Кроме того, маркетологи успешно повторили тактику, которую использовали при продвижении «Челюстей». В трейлерах почти не показывали самих динозавров — лишь кадры с реакциями главных героев на них. Чтобы увидеть ящеров, требовалось купить билет.

«Парк» триумфально прошелся по экранам мира. Во многих странах лента установила рекорды по сборам. К концу проката на счету фильма числилось более 900 миллионов долларов — не хватило совсем немного, чтобы стать первым в истории фильмом-миллиардером. Эту символическую отметку «Парк» преодолел в 2013 году после переиздания в 3D.

Триумф не обошёлся без «жертвы» — ею стал боевик «Последний киногерой», вышедший в прокат через неделю после «Парка». В начале 1993 года аналитики предрекали этим двум фильмам схватку с равными шансами. Кто кого: Спилберг с новыми спецэффектами или Шварценеггер на пике славы? Но вместо битвы получилось избиение младенца: динозавры задвинули Арни далеко на второй план. «Последний киногерой» обернулся кассовым провалом, причины которого даже стали предметом исследований.

Позже Спилберг отдал дань уважения конкуренту. В сиквеле «Затерянный мир» на афише кинотеатра можно увидеть постер несуществующей картины «Король Лир» с Шварценеггером в заглавной роли. Для его создания Спилберг даже нанял легендарного художника Дрю Струзан.

Творение Спилберга оказало огромное влияние на киноиндустрию. По современным меркам в фильме было совсем немного графики — всего лишь шесть минут. Но этих шести минут хватило, чтобы голливудские режиссеры осознали: проекты, которые раньше было физически невозможно снять, теперь осуществимы. Технология CGI дала возможность показать любые миры и любых, самых фантастических существ. Увидев «Парк юрского периода», Джордж Лукас задумался о новой трилогии «Звездных войн», а Питер Джексон понял, что сможет снять масштабное фэнтези…

Самой франшизе закрепить успех не удалось. Сиквел «Парка юрского периода» собрал заметно меньшую кассу и удостоился не самых теплых отзывов критиков. Он напрочь растерял атмосферу оригинала — непередаваемую смесь восторга, удивления и страха. Отсутствие былого энтузиазма чувствовалось с первых же кадров.

Спилберг позже признал, что во время работы над «Затерянным миром» он разочаровался в идее и к концу съемок чувствовал себя полностью выдохшимся

Неудивительно, что Спилберг отказался от съемок третьей части, поручив ее своему протеже Джо Джонстону. «Парк юрского периода 3» вышел в 2001 году и тоже не имел особого успеха. Картина собрала даже меньше, чем вторая часть, и так же не понравилась критикам. Не помогло даже возвращение старой гвардии в лице Сэма Нила и Лоры Дерн.

Казалось, на этом франшиза должна была приказать долго жить. Но в Голливуде считали иначе и не оставляли попыток снять четвертую часть. Было написано несколько сценариев. Многие из них обыгрывали идею генетически модифицированных динозавров, которых используют для военных целей.

В итоге франшизе устроили мягкий ребут и сняли кино, которое игнорировало сиквелы и опиралось исключительно на первый фильм. «Мир юрского периода» вышел в 2015 году и стал одним из главных хитов года, собрав свыше 1,5 миллиарда в мировом прокате. Нельзя сказать, что фильм мог похвастаться выдающимися идеями или новаторским видеорядом, — его главными достоинствами были масса отсылок к Спилбергу и финальная битва динозавров. Но успех «Мира юрского периода» доказал, что ностальгия по светлому прошлому, когда динозавры были зеленее, способна приносить неплохие деньги.

«Мир юрского периода» обыгрывал идею генетически модифицированных динозавров. А его сиквел напрямую использовал идею динозавров как оружия

Наследие «Парка юрского периода» — это не только сиквелы и техническая революция. Это еще и динозавры. А точнее, огромный интерес к доисторическим ящерам, возникший по всему миру после выхода фильма. Те, чье детство пришлось на 1990-е, наверняка помнят, как это было.

А сколько игр по «Парку» вышло на Sega и Dendy! Помните эту заставку?

Посмотревшие фильм дети мечтали стать палеонтологами, когда вырастут. Магазины были завалены игрушками, изображавшими ящеров. В каждом гастрономе продавались шоколадные яйца Tombola с фигурками динозавриков внутри. По телевизору крутили множество передач, посвященных доисторическим рептилиям, — от детских мультиков вроде «Погонщиков динозавров» до научно-популярных передач, таких как знаменитые «Прогулки с динозаврами». По городам разъезжали выставки аниматронных аттракционов, позволявшие прикоснуться к миру юрского периода. Автор этих строк еще помнит, какие огромные очереди восхищенной детворы выстраивались к ним. А по ТВ и радио гремела реклама: «Это страшно? Страшно интересно…»

Появились подражатели, пытающиеся заработать на популярности ящеров, — от низкобюджетных поделок вроде «Карнозавра» до «Годзиллы» Роланда Эммериха. Динозавры с успехом покорили и игровую индустрию. Dino Crisis, Tomb Raider, Turok — вот лишь некоторые игры того времени, в которых можно встретить оживших ящеров.

В фильме Эммериха сам Годзилла стал подозрительно похож на Ти-Рекса, а его детёныши — на рапторов

Успех фильма спровоцировал и всплеск научного интереса к динозаврам. Благодаря этому за четверть века наши знания о них существенно обогатились. Сейчас нам известно, что настоящие динозавры вряд ли выглядели и вели себя так, как в фильме. Скорее всего, они были покрыты перьями и имели весьма пеструю окраску; за последние десятилетия найдено много свидетельств, что птицы — потомки динозавров.

Впрочем, это не умаляет достоинств фильма. Это даже не сюжетная дыра — нестыковку грамотно объяснил доктор Ву в «Мире юрского периода». По его словам, показанные в фильме особи — это неточные реконструкции. Учёные восстанавливали динозавров, опираясь на свои ошибочные представления об их виде. Да и заказчики требовали «побольше и позубастее».

Говоря о «Парке юрского периода», нельзя не порассуждать о том, реально ли создать динозавров показанным в фильме способом. В теории клонирование возможно, но все упирается в генетический материал. И решить эту проблему, скорее всего, не удастся — разве что изобретут машину времени. После смерти организма молекулы ДНК распадаются, и этот процесс неостановим.

Даже если останки покоятся в вечной мерзлоте, «мистер ДНК» исчезает за 6–7 миллионов лет

Показанная в фильме добыча ДНК динозавров из пивших их кровь комаров в реальности неосуществима. Источником генетического материала могли бы стать кости ящеров, но и здесь у нас пока нет хороших новостей. Несколько лет назад СМИ писали, что ученым якобы удалось извлечь белки из останков тираннозавра. Но анализ показал, что они непригодны для клонирования. Увы, с законами природы не поспоришь.

И даже если бы нам удалось заполучить генетический образец, реальные возможности клонирования далеки от показанных в фильме. Напомним, ни один из проектов по клонированию мамонта не завершился успехом — хотя от мамонтов-то сохранилось множество образцов ДНК, и учёные уже расшифровали их геном. Впрочем, может, это и к лучшему. Чтобы играть в Бога, мало одних технологий, нужно еще и четкое понимание последствий. А у человечества с этим часто бывают проблемы.

Воскресшие динозавры нам, скорее всего, не грозят

У динозавров была своя эпоха, которая завершилась 65 миллионов лет назад. Можно долго спорить, было ли их вымирание предопределено. Может, не случись падения астероида, сейчас бы Землю населяли разумные рептилоиды, обсуждающие теории заговора, в которых миром правят гоминиды с Нибиру. Но в прошлое уже не вернуться. Сама наша планета изменилась настолько, что совершенно не похожа на Землю времен динозавров. Так что попытка вернуть их, скорее всего, закончилась бы повторным вымиранием.

Читайте также:  Формат proverka example com

Но мы можем утешаться тем, что нам все-таки удалось воскресить динозавров — пускай и в кино. И, судя по кассовым сборам, мы еще не раз увидим их на большом экране.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В кино же наверняка врут: вдруг в жизни настоящие динозавры были простодушными, медлительными, ранимыми добряками? Редактор MAXIM по вопросам палеонтологии отвечает вот этим списком самых опасных гигантских ящеров.

Олег «Апельсин» Бочаров

10. Птеранодон

Герой множества устрашающих фильмов, зловещий и плотоядный птеранодон, в реальной жизни (так же, как птеродактили и рамфоринки) питался преимущественно рыбой, мало обращая внимания на людей. Правда, тут следует учитывать, что людей тогда и не было. Живи он в наше время, опасность представлял бы немалую, так как с 15-метровым размахом крыльев и увесистым клювом он может убить чисто случайно, одним чихом, при попытке отобрать у человека банку аппетитных шпрот.

9. Аллозавр

Похож на тираннозавра и частенько его заменяет во многих фильмах, когда тираннозавр недоступен или заболел (например, в картине «И грянул гром»). Считается, что достигал 8 с половиной метров в длину и 3 с половиной метра в высоту. Учёные ведут споры: был ли аллозавр коллективным животным или обитал отдельно, вне стаи. Тут два аргумента: с одной стороны, кости аллозавров находят сразу оптом от множества особей. С другой — тварь была слишком агрессивная для совместного проживания в крупном социуме. Впрочем, чтобы слопать человека, хватит и одного аллозавра, даже самого последнего изгоя-неудачника.

8. Майюнгазавр

Известен науке давно, ещё с девятнадцатого века. Весил тонны полторы при девятиметровой длине. Питался другими ящерами помельче. На голове было нечто сродни рогу, так что майюнгазавр работал не только зубами, но и головой. Считается, что он плохо видел, зато обладал дюжим нюхом. Так что в наше время его можно было бы использовать для поиска наркотиков и поедания наркобаронов.

7. Саркозух

Непонятно, зачем эту тварь назвали саркозухом. Назвали бы сразу «огромный крокодил», и тотчас было бы ясно, о ком речь. Пра-пра-прадедушка крокодила Гены вырастал до 12 метров и откармливался до 6 тонн. Он в два раза больше, чем любой современный крокодил; если саркозух перебежит дорогу — это очень, очень скверная примета.

6. Кархародонтозавр

Четырёхтонный хищник 12-метровой длины. Учёные в кулуарах поговаривают, что в Нигерии мог обитать и более массивный вид кархадонтозавров — метров 14-ти в длину и весом в 9 тонн. Он был охотник-одиночка, и наверняка у него это неплохо получалось. Скорее всего, и вымер он просто со скуки, когда понял, что уже всего добился в этой жизни.

5. Тираннозавр

Настоящая суперзвезда шоу-бизнеса, старина ти-рекс на самом деле уже давно не считается крупнейшим ископаемым сухопутным хищником. Про него до сих пор снимают фильмы, пишут книги и рассказывают байки, так как именно тираннозавр в старых школьных программах рисовался главным воплощением зла. И все же палеонтология не стоит на месте!

Впрочем, ти-рекс, завидев тебя, тоже бы на месте не стоял — накачанные задние лапы носили двухтонную массу с бешеной скоростью, и челюсти могли прокусить бронежилет большинства травоядных ящеров. Что уж говорить о тебе? Ты ведь даже его приближение не услышишь в наушниках.

4. Ютараптор

Семиметровый подвижный стайный хищник. Мозговая полость в черепной коробке объёмом своим ближе к птицам, чем к другим хищным ящерам. Отсюда логичный вывод палеонтологов, что ютараптор мог быть хитрее и сообразительнее типового динозавра. Но всё-таки ютараптор вряд ли был таким коварным интеллектуалом, каким его представляют в наркотическом угаре голливудские сценаристы — птицы ведь тоже разные, сравни на досуге поведение городских воробьёв и этих деревенщин куриц.

В кинофильмах ютарапторы не такие частые гости, как велоцирапторы, что странно, так как ютараптор в четыре раза крупнее и во столько же раз опаснее (если верить полицейским сводкам).

3. Спинозавр

Самый большой полный скелет этого жителя Африки после измерения показал длину в 12 метров. Однако есть веские основания предполагать существование особей 18 метровой длины, так что спинозавр вполне может бороться за первое место в этом списке. Спинозавр — тварь на редкость неприятная внешне, если верить фотороботу. Правда, некоторые палеонтологи предлагают альтернативное видение, ещё более неприятное — с горбом и хоботом — поскольку по их версии ел он в основном рыбу. Проверь это при первой встрече.

2. Плиозавр

Сразу скажем, что наиболее популярный в народе плиозавр — лиоплевродон. Тебе также надо знать тот факт, что плиозавры — самые огромные хищники, когда либо обитавшие на нашей планете, так как 20 метров для них — вполне досягаемый размер. Одни только ласты вырастали до 3 метров, а зубы — до 40 сантиметров. Слава богу Посейдону, что плиозавры — твари морские, в города не заплывали.

Палеонтологи как-то в Мексике нашли 18-ти метровый скелет плиозавра. Казалось бы, суровая, забористая тварь! Но штука в том, что на этих костях нашли повреждения, нанесенные зубами другого, ещё более крупного плиозавра, метров этак на 25!

1. Гиганотозавр

Близкий родственник аллозавра (они до сих пор созваниваются). Впервые в научной литературе описан в 1995 году, т.е. спустя два года после выхода «Парка Юрского Периода» Спилберга. Потому и не успел пройти кастинг. Зато он сыграл главную роль в полдюжине консольных игр.

Гиганотозавры, возможно, жили стаями. Длина их тела достигала в минуты вдохновения 15 метров — это почти как четыре автомобиля «Лада Калина». Интересно, сколько бы он их переваривал? Череп гиганотозавра на 40 сантиметров больше черепа тираннозавра! Так что в случае очной встречи исход был бы ясен. Другое дело, что по времени эти два ящера разминулись примерно на 30 миллионов лет.

Если гигантские ящерки снова заполонят Землю, у россиян относительно высокие шансы выжить за счёт холодного климата (хотя Сочи и Крым придётся сдать, да). Однако в случае с гиганотозавром всё гораздо сквернее: ученые предполагают, что он мог быть теплокровным и вполне мог быть покрыт шерстью или же перьями. Так что он способен дойти и до Москвы.

На следующей неделе в прокат выходит «Мир юрского периода». В этом году вообще возвращаются многие старые серии: еще не успели поблекнуть впечатления от нового «Безумного Макса», а вскоре нас ждет пятый «Терминатор». Удастся ли талантливому, но не слишком опытному режиссеру Колину Треворроу не посрамить честь «юрской» серии?

С одной стороны, вторая и третья части получились гораздо хуже оригинала, но мы все равно дождались четвертой. С другой — оригинал в свое время произвел такой фурор, что непроизвольно поднял планку ожиданий на почти недосягаемую высоту.

Давайте вспомним, с чего все началось, и попробуем представить, что нас ждет в ближайший четверг.

В восьмидесятые годы известный писатель Майкл Крайтон увлекся кинематографом и почти переквалифицировался в постановщики. Правда, его режиссерская карьера не задалась, и писать он не перестал.

Крайтон долгое время вынашивал идею с клонированием динозавров. Сперва он написал синопсис сценария о молодом выпускнике университета, втайне ото всех воссоздавшего динозавра. Сценарий никого не заинтересовал, и Крайтон переработал его в книгу о парке развлечений на отдаленном острове. В первой версии повествование велось от лица мальчика, впервые оказавшегося в парке, но затем писателя отговорили от этой затеи.

Крайтон переписал текст в своей фирменной псевдореалистической стилистике и попал в яблочко. Роман возглавил списки бестселлеров, а между крупнейшими голливудскими студиями еще до появления книги на прилавках разгорелась нешуточная борьба за право на экранизацию.

Победила студия Universal, заплатившая автору полтора миллиона долларов, а вдобавок Крайтон получил существенный процент с кассовых сборов. Universal предложила кресло режиссера Стивену Спилбергу, который как раз планировал приступить к съемкам «Списка Шиндлера», но согласился поменять проекты местами.

Наибольшую проблему представляли сами динозавры. Поначалу Спилберг планировал использовать для съемок полноразмерные макеты доисторических чудовищ и собирался нанять специалистов, создавших механическую версию Кинг-Конга для картины «Кинг-Конг жив».

Затем он осознал, что так животные будут выглядеть неестественно и неубедительно, и задумался о комбинированных съемках: для дальних планов и общих сцен использовать миниатюрные модели, а для крупного плана построить несколько подвижных макетов в полный рост.

Читайте также:  Checking for latest version

Но Спилберг все равно оставался недоволен, и ему предложили обратиться к компьютерной анимации. Результат превзошел все ожидания, и при этом съемочная группа нашла применение и миниатюрным, и полноразмерным моделям. Миниатюры легли в основу цифровых моделей, а создававшие модели аниматоры, собравшие для работы уйму информации о повадках и движениях динозавров, переквалифицировалось в технических консультантов.

Крайтон лично написал первую версию сценария, получив за это еще полмиллиона и безжалостно выбросив из романа больше половины содержимого. Спилберг же разбил текст на сцены, выбрав те, что обязательно должны оказаться на экране.

Сценаристы сократили количество персонажей и полностью отказались от некоторых сюжетных линий. Часть эпизодов убрали из-за бюджетных ограничений, иные переделали, чтобы снизить уровень насилия. Спилберг нарочно поменял местами возраст двух персонажей-детей, чтобы получить возможность поработать с юным актером Джозефом Маццелло.

Самое интересное преображение связано с образом создателя парка Джона Хаммонда. В книге он изображен как «перешедший на темную сторону» Уолт Дисней — богатый промышленник, готовый на все ради наживы. В фильме же Хаммонд превратился в большого ребенка, фантазера и мечтателя, стремящегося вернуть людям веру в чудо. Спилберг видел в этом персонаже себя и придал ему некоторые собственные черты.

Подготовка затянулась не на один год, но основные натурные съемки, проходившие на Гавайях, заняли всего несколько недель. «Парк юрского периода» 1993 года стал настоящим хитом, заработал в прокате больше 900 миллионов долларов и до появления «Титаника» носил звание самого кассового фильма в мире. Но главное его достижение, подобное появлению звукового кино в 1927 году, связано со влиянием «Парка» на развитие спецэффектов.

Фильм показал возможности компьютерной графики, и многие режиссеры задумались о реализации идей, ранее казавшихся неосуществимыми. Джордж Лукас вернулся к «Звездным войнам», Стэнли Кубрик — к мыслям об «Искусственном интеллекте», а Питер Джексон по-новому посмотрел на свою книжную полку. Помимо этого, « Парк» воскресил интерес к динозаврам. Гигантские ящеры снова вошли в моду и стали гораздо чаще появляться в массовой культуре.

Крайтон никогда не возвращался к уже исследованной теме, но на этот раз на него принялись давить толпы читателей, издатели и киностудии, добиваясь продолжения, и наконец он уступил после личной просьбы Стивена Спилберга.

Крайтон большой поклонник «Затерянного мира» Артура Конан Дойла, и ему захотелось поместить персонажей туда, где динозавры жили бы в условиях, приближенных к реальным. Так появилась идея с Исла-Сорна, площадкой Б, вторым островом, где и протекала вся основная работа по клонированию динозавров.

Спилберг проникся идеей и приступил к работе, как только книга была написана. Крайтону снова предложили написать первую версию сценария, но он категорически отказался, и за дело взялся Дэвид Кэпп, автор финальной версии сценария «Парка юрского периода». Кэпп решил придумать собственную историю, оставив от сюжета Крайтона только общую завязку, идею со вторым островом и несколько имен персонажей.

Стивен Спилберг лично изменил в сценарии Кэппа третий акт фильма, добавив линию с появлением тираннозавра в Сан-Диего. В первоначальной версии события происходили только на острове, а заканчивалось всё тем, что герои сбегали с Исла-Сорна на вертолете и отражали атаку гигантских птеранодонов.

«Затерянный мир» по атмосфере был совсем иным, более мрачным и жестким. Создатели добавили в повествование несколько сцен из первой книги, вырезанных из сценария «Парка» из-за излишней жестокости.

Скорее всего, дело в эволюции взглядов Стивена Спилберга. Ранее режиссер считал, что фильмы в первую очередь должны радовать и развлекать аудиторию, но после «Списка Шиндлера» почувствовал, что хочет говорить на более мрачные темы.

Хотя «Затерянный мир» стал одним из самых кассовых фильмов 1997 года, ему не удалось превзойти оригинал. Авторы не смогли предложить зрителям ничего принципиально нового, к тому же картину подвел сюжет. Критики справедливо разнесли сценарий Кэппа за сюжетные дыры, за непроработанные и непривлекательные характеры главных героев, а отметив прекрасную прорисовку динозавров, безжалостно подытожили, что компьютерные ящерицы в фильме гораздо живее и убедительнее людей.

После «Затерянного мира» и Крайтон, и Спилберг решили, что с них хватит, и, когда студия Universal анонсировала третью часть, постарались свести свое участие к минимуму: Спилберг ограничился ролью исполнительного продюсера, а Крайтон пару раз посетил мозговые штурмы по разработке сценария и был таков.

Сценарий стал самой слабой частью картины 2001 года, что и неудивительно: концепция менялась буквально на ходу, и финальную версию написали уже после начала съемок. Поначалу создатели хотели рассказать о том, как главный герой первой части доктор Алан Грант восемь лет прожил бок о бок с динозаврами, потом нарисовалась почти детективная история о том, как Грант расследует загадочные убийства, связанные с островом Сорна. В конце концов сошлись на том, что Гранта обманом затащили на второй остров, чтобы спасти пропавшего мальчика.

Сценаристы активно пользовались идеями Майкла Крайтона, не нашедшими применения в предыдущих фильмах. Третья часть заимствует из первоисточника даже больше сцен, чем «Затерянный мир», но в остальном сюжет производит плачевное впечатление. Чуть ли не с первых кадров можно догадаться, кто из героев спасется, а кто нет. Характеры большинства персонажей прописаны слабо, действия их порой совершенно не дружат с логикой.

На роль главной звезды фильма прочили нового ящера — спинозавра. По замыслу создателей, свирепый хищник должен был затмить тираннозавра, однако его появление вызвало массу вопросов. Никто так и не понял, откуда он взялся, ведь спинозавров не было в числе первоначально клонированных ящеров. Но даже если его создали в атмосфере полной секретности — почему его никто не заметил ранее, например, во второй части? Основная же загвоздка в том, что спинозавр вообще не мог конкурировать с тираннозавром, поскольку питался мелкой дичью, рыбой и падалью.

Несмотря на множество отрицательных рецензий, третья часть окупилась в прокате, что породило массу слухов о съемках четвертого фильма. Однажды в интернет даже просочились детали сценария Уильяма Монахана, где ученые скрещивали гены динозавра и человека, существовали новые генномодифицированные солдаты и действовал бывший американский морпех.

В конце концов проект получил зеленый свет. Спилберг снова ограничился ролью продюсера, а в режиссерское кресло сел молодой Колин Треворроу. Он же в компании со своим соавтором Дереком Конноли довел до ума сценарий, написанный Риком Джаффой и Амандой Сильвер.

Личность режиссера и первые детали четвертой части вызвали у публики скептическое отношение. Их можно понять. Колин Треворроу — представитель независимого кино, и, хотя его дебютная работа «Безопасность не гарантируется» вызвала положительные оценки, он ни разу не работал с высокобюджетными проектами.

Правда, привычка доверять блокбастеры талантливой молодежи входит в Голливуде в моду, достаточно вспомнить «Годзиллу» Гарета Эдвардса и новую «Фантастическую четверку» Джоша Трэнка. Но эта тенденция имеет и оборотную сторону: тот же Трэнк, не выдержав давления, самоустранился от съемок доверенного ему второго ответвления от «Звездных войн».

Многих еще покоробили искусственно выведенный новый динозавр и «ручные» рапторы главного героя. Хотя этому можно подобрать логичное объяснение. Впервые о возможности создания совершенно новых видов динозавров говорил еще Майкл Крайтон в первой книге устами того же персонажа, который в «Мире юрского периода» исполнил задуманное. Что касается рапторов, то за три фильма их показали как умных, адаптивных и, самое важное, стадных животных. Иными словами, при определенных условиях они готовы терпеть подле себя героя Криса Прэтта. Правда, это совершенно не означает, что тому можно расслабиться хотя бы на секунду.

Колин Треворроу — большой ценитель оригинала и старается действовать очень бережно. Он не стремится ни отринуть то, что было сделано до него (хотя события второй и третьей части, по большей части, попросту проигнорируют), ни повторить уже показанное слово в слово. Треворроу обещает рассказать новую историю на основе имеющегося материала, и, судя по трейлерам, у него это вполне может получиться.

А значит, легендарный парк откроется всерьез и надолго.