Diablo iii reaper of souls обзор

Хотя как раз в случае сReaper of Souls* ситуация практически обратная – Близзарды умудрились вставить в игру практически все, о чем я писал и говорил в обзоре на оригинальную Diablo III, а также когда упоминал о ней в обзорах Torchlight II и Path of Exile. У меня нет мании величия (великие люди этим не страдают, как известно), и я понимаю, что если нечто пришло в голову мне, то, вполне возможно, что это же самое пришло в голову еще паре миллионов людей, и пара десятков тысяч из них что-то написала там, где Близзарды интересуются фидбеком. Но – давайте по порядку. В этом обзоре я сначала постараюсь перечислить все новое, с чем столкнется игрок в Diablo III, решивший поиграть в дополнение после длительного перерыва – как было, собственно, со мной – а потом уже сделаю некоторые выводы.

1. Пятый акт.

Если вы от кого-то услышите, что пятый акт Diablo III короткий – не верьте. Акт достаточно длинный, содержит в себе сразу несколько крайне интересных боссов – в частности, Адрию, которая сильно напоминает мне персонажа из другой игры Blizzard, и самого Ангела Смерти (не хватает только саундтрека от группы Slayer). Забавно, что именно в этот акт разработчики решили запихнуть свою пародию на поиски могилы Тал Раша из Diablo II, которую уже не копировал в хак-н-слэше только ленивый. Получилось, смею заметить, очень качественно и ностальгично. К тому же одно из подземелий на той же карте крайне сильно напоминает Логово Личинки из второго акта все того же Diablo II. А если рассуждать о параллелях еще дальше, то можно вспомнить аддон Immortal Throne к великолепному Titan Quest, с которым пятый акт Diablo III роднит крайне многое. В частности, последний уровень, висящий в некотором пространстве вне времени, сильно напоминает логово Аида.

Вообще дизайнерам Blizzard нужно ставить отдельные памятники — кто бы что ни говорил

Проблема пятого акта, на мой взгляд, только одна – это крысы. Да, вы можете кидаться в меня чем угодно, но крысы в канализации снижают градус эпичности, и с этим сложно спорить. Ну представьте себя на месте своего героя – вам не так давно сказали о том, что вы не такой, как все. Вы, вооруженный этим знанием, только что победили Первородное Зло по имени Дьявол. И тут вам надо в чумной канализации сражаться со полчищами крыс! Я понимаю, что крысы – это один из самых хрестоматийных врагов в хак-н-слэше после зомби, пауков и скелетов. Но ведь обходились же как-то без них до аддона…

2. Шестой герой.

Паладин (он же Крестоносец) – новый персонаж, доступный в Reaper of Souls. Забавно вспомнить, что в оригинальном Diablo 1996-го года выпуска изначально было доступно три героя (воин, магичка и лучник), а аддон Hellfire, сляпанный Blizzard явно на скорую руку, уже добавлял Монаха и двух секретных героев – варвара и барда. В Diablo II, вышедшем в 2000 году, было уже пять изначальных героев (лучница-амазонка, некромант, магичка, варвар и паладин), а в дополнении Lord of Destruction добавили ассассина и друида. И теперь в 2014-м году мы имеем одного персонажа в дополнении. Могу только предположить, что будет, как минимум, еще одно.

ДевчОнка с большим мечом… Эммм… Это откуда-то оттуда

Но от истории перейдем в практике – паладин явно пришел в этот мир выполнять роль танка, и очень многие его скиллы направлены именно на это. Все накапливающие гнев атаки – практически чистая калька с варвара, многие используюшие гнев – также. Крайне странно также и то, что отнюдь не варвару, а именно паладину выдали способность держать в одной руке двуручное оружие. Если кто не помнит – что в первом, что во втором Diablo подобием этого навыка владел именно варвар. Ничего более конкретного сказать про нового героя просто не получается, поскольку, как я уже пытался сказать выше, сравнивая количество героев в разных аддонах серии, выбор класса банально не слишком интересен. Друид и ассассин в Diablo II предлагали довольно отличный от других героев геймплей, что делало их крайне интересными для освоения. В Diablo III мы просто имеем еще одного героя.

3. Увеличение максимального уровня до 70-го.

Есть мнение, у Blizzard какая-то особая любовь к шестидесятым и переходу к семидесятым. Сложная шутка, прочитайте еще раз. Однако, если говорить серьезно, подобный переход дарит игроку по одной новой активной способности для каждого героя и по три пассивных.

Проблема здесь кроется в том, что изначально Близзарды пошли по пути упрощения ролевой системы и отказались от распределения игроком очков характеристик и способностей. Поставив на этом крест, они вскинули на щит систему, которую также использовали в World of Warcraft, где вместо дерева умений появилось нечто иное. Данная система делает всего-навсего одну вещь – она полностью убирает стратегию в развитии героя, заменяя ее на чистую тактику. Грубо говоря – пришел, увидел, не осилил, погуглил, поменял, победил. Так вот, одной из обязательных составных частей данной системы была выдача игроку с каждым уровнем (как минимум) по скиллу или руне для улучшения скилла. Где-то с 20-го уровня персонаж начинает получать значительно больше. С 61-го уровня эта традиция обрывается, и качаться становится в определенной мере скучнее – поскольку это будут только руны к последнему активному скиллу и две оставшихся убер-пассивки. А уже после 70-го уровня вы будете прокачивать неограниченные дополнительные уровни, за которые отныне сможете выбирать себе бонусы в четырех категориях. Эта эндгеймовая система довольно примитивна, но работает, поскольку дает вам хотя бы что-то сверх лута.

4. Новый крафтинг – гадалка.

То, чего я не ожидал (но очень хотел) от Blizzard – так это взгляда в сторону Path of Exile. Дело в том, что одной из фишек последнего является то, что ни один предмет не является по сути бесполезным и может быть так или иначе улучшен. В Diablo III мы получаем очень ограниченную, но все же возможность делать нечто подобное – мы теперь можем менять одну магическую характеристику предмета. Это, кстати, в том числе включает в себя создание сокетов.

Фишка действительно интересная, стоимость ее достаточно сбалансирована, а возможности в нужной мере ограничены. Я могу назвать данное нововведение шагом в абсолютно правильную сторону.

5. Режим приключений.

Я не буду повторять сказанное в первом предложении предыдущего пункта, но тут снова агентом влияния выступает та же самая игра и ее эндгейм-контент. Пусть в сугубо порезанном варианте, робко и несмело – но это оно.

В этом режиме вам предстоит зачистить знакомые уровни в указанных местах от монстров и боссов за дополнительные награды. Всего в режиме пять актов, по пять заданий в каждом. После выполнения всех заданий у вас в инвентаре накопятся части ключа, которые можно использовать для открытия разлома. В разломе вас ждет зачистка орды монстров и элитный босс в конце. Сама карта генерируется случайно, и, при наличии нескольких уровней, можно получить очень забавные комбинации.

6. Азартная игра в режиме приключений.

То, чего жутко не хватало Diablo III после Diablo II появляется в Reaper of Souls, как обычно, в зверски урезанной форме. Торговец, у которого вещи продаются без характеристик, обретая оные только когда вы уже отслюнявили сумму денег, значительно превышающую рыночную стоимость аналогичного предмета и получили его в свой инвентарь. Результат мог быть выше всяких ожиданий, а мог быть полным разочарованием. Казино никогда не проигрывает, однако, и игрокам иногда везет. Однако играть в тутошнее казино вы можете только за специальную валюту, которую вы получаете в режиме приключений (в основном, за убийство боссов в разломах) и, судя по отзывам, получить в нем легендарные предметы не удавалось. Не буду делать поспешных выводов, но я почти уверен, что сделать это можно или можно будет в ближайшее время.

Читайте также:  Command conquer 4 отзывы

7. Новый подход к уровням сложности.

Довольно странные метаморфозы произошли с традиционными Нормалом- Кошмаром- Адом, и, в результате очевидного употребления неких веществ, они были заменены на десять уровней сложности, каждый со своими бонусами к опыту и золоту с возможностью игрока понизить сложность в любой момент или повысить из главного меню, не сбрасывая при этом прогресса.

Прокачивать персонажа с первого уровня вполне возможно на Эксперте или Мастере (правда, в последнем случае вы будете бить некоторых мобов минут по пять), а вот на Тормент лучше соваться уже полностью экипированным и этак со 150к урона в секунду, и никак не меньше. Даже на первый из шести уровней Тормента. Из личного опыта могу сказать, что докачав Паладина до 68-го уровня к финальному боссу пятого акта я так и не смог убить его на Эксперте, сделав где-то четыре попытки. Поскольку было уже четыре часа ночи, я воспользовался казуальным методом, дабы с утра попробовать Режим Приключений. Да, я не хардкорщик.

8. Новая система лута.

Предпоследнее, о чем стоит упомянуть, это система подсчета характеристик выпадающих вещей, которая была введена соответствующим патчем перед выходов Reaper of Souls. Суть ее заключается примерно в том, что, играя, скажем, варваром, вы будете находить и крафтить предметы, имеющие во-первых силы и выносливость в качестве основных бонусов, а во-вторых дополнительные классовые бонусы именно для вашего героя в стиле «+10% к урону от Броска Жаб (только для шамана)».Система действительно работает, и одним из результатов ее работы стало то, что общий сундук теперь нужен в основном для хранения камешков и материалов для крафта. Проще говоря, играя все за того же варвара, вы никогда не найдете кусок сетовой брони для шамана. Это и хорошо, и плохо одновременно. В долгосрочной перспективе скорее плохо, чем хорошо.

Также хотелось упомянуть, что Diablo III позаимствовал у своих конкурентов еще одну полезную вещь, касающуюся лута. Это уникальные способности на легендарных предметах, в стиле «Если вас окружают более трех врагов, испустите зловонное облако, наносящее 354% урона от яда в радиусе 12 ярдов». Могу сказать, в очередной раз, что это еще один шаг в абсолютно правильном направлении.

9. Закрытие аукционов.

И наконец еще один, возможно, самый правильный, шаг – отмена того, что уничтожало игру на корню. Я боюсь себе представить, сколько людей нажилось на аукционе за время его существования, и сколько денег хитрые Близзарды наоткладывали себе в карман с этой прекрасной коммерческой затеи – ведь даже я, в свое время, чисто в качестве эксперимента занес около тридцати евро, закупился почти топовым по характеристикам сетом для Монаха и пошел громить пекло. Враги разлетались во все стороны, хотя до заноса денег я не мог пройти и пары пачек элитных мобов с хорошей подборкой луж и вертушек. Правда, это мне быстро надоело и я забросил игру – собственно, до текущего момента. Сейчас, кстати, монах по-прежнему достаточно актуален и вполне неплохо держится на первом торменте. Что надо сделать, чтобы адекватно фармить шестой – я даже боюсь себе представить.

Я описал, как мне кажется, все самые важные нововведения, а теперь хотелось бы подвести итоге всего вышесказанного, наложив это на свой опыт игры в Diablo. Но сначала я уточню, что мой хит-парад хак-н-слэш РПГ на данный момент выглядит примерно следующим образом:

**5 место:**Torchlight II
4 место: Grim Dawn
3 место: Path of Exile
2 место: Diablo II: Lord of Destruction v1.11
**1 место:**Titan Quest: Immortal Throne

При этом Grim Dawn находится еще в бете, и стремительно готовится прыгнуть на строчку-две повыше, поскольку Path of Exile обладает одним ужаснейшим недочетом – в нем нет и, по заявлениям на форуме, никогда не будет сетовых предметов. При этом многие из жертвовавших на проект деньги в один голос поддерживают эту позицию, говоря, что сеты все испортят. Я покидал форум игры со словами “I don’t wanna live on this planet anymore”, но игра при этом была действительно хороша и без них.

Diablo III после дополнения Reaper of Souls в этом хит-параде заменяет Torchlight II на пятом месте совершенно четко, ибо первый Torchlight был этакой пародией на первого Diablo, а второй – на третьего, при этом сильно пытаясь дистанцироваться от чистого пародирования. Однако выше пятого места я творению Blizzard дать не могу, и вот это уже надо пояснить.

Во-первых, Diablo III так и не предложил действительно интересной системы лута, даже принимая во внимание все имеющиеся улучшения. Мы имеем несколько сетов, которые можно скрафтить и по одному-два полных сета на героя максимального уровня, плюс, как я понял, по одному сету оружия на 60 и 70 уровни соответственно. Также есть один-два «общих» сета после 60-го уровня – т.е., подходящих для всех классов, а выше я говорил про классовые сеты. Все эти сеты так или иначе не таят в себе никакой загадки, они прямолинейны и, находя их части, просто не испытываешь того чувства исследования, как в других играх (например тех, что занимают 1-4 места в моей хит-параде). Я уже не хочу говорить про отсутствие Хорадрического Куба, развернутой системы улучшения предметов и так далее.

Во-вторых, Diablo III по-прежнему имеет самую слабую систему прокачки среди современных хак-н-слэш РПГ. Я готов поспорить на эту тему, но боюсь, что спор будет не в вашу сторону совершенно. Хотя я готов признать, что система этакого динамического выбора скиллов имеет право на существование, однако полное выключение игрока из формирования собственных представлений о навыках своего героя является минусом неоспоримым. При этом ведь исчезают требования по характеристикам на экипировке, и хрупкий маг может бегать с гигантским молотом, если оный дает больше урона. Кстати, вы же понимаете, что основной характеристикой в Diablo III, де факто, является урон от оружия? То есть нет, безусловно, вы умрете за секунды на элитах без должного уровня живучести – я имею в виду то, что все скиллы зависят именно от этой характеристики. Никого не интересует интеллект мага или выносливость паладина – только урон. Я, опять-таки, не буду даже говорить о том, что в Diablo III билд просто физически нельзя «запороть» — т.е., неправильно прокачаться.

Эти два пункта подсвечивают наиболее слабые места Diablo III, которые так и не были достаточно улучшены с выходом дополнения Reaper of Souls, которое, кстати, стоит как отдельная игра. Если посмотреть непредвзято на количество контента, которое игроки получили за свои деньги, то можно заметить некоторое несоответствие. Я не буду вменять это в вину Близзардам – хотя, безусловно, им надо немного компенсировать потери от отмены аукциона. Меня теперь крайне сильно терзает вопрос, что заставило их пойти на такой шаг. Номинально понятно, а вот что реально…

Но не будем растекаться мыслью по древу и перейдем к вердикту. А вердикт мой будет прост, как обычно. Diablo III Reaper of Souls – это категорически положительное дополнение к не самой лучшей современной хак-н-слэш РПГ от тяжеловесов Blizzard. Дополнение вносит в игру достаточно изменений, чтобы вернуть на некоторое время старых игроков. Насчет новых я бы не был столь оптимистичен, но и они, безусловно, появятся.

Само по себе дополнениеDiablo III Reaper of Souls заслуживает капитанской оценки 8 из 10.

А вот обновленная игра Diablo III с дополнением Reaper of Souls получает от меня 6 из 10. Ранее моя оценка была 3 из 10, можете почитать старенькие статьи на Канобу — раз и два.

Читайте также:  Как на планшете очистить историю посещений

Эта статья была опубликована в майском номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт вскоре после выхода журнала.

Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие — этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.

Крестоносец держит в одной руке необъятный щит, в другой — увесистый цеп, который через секунду направляет в череп сатане. Воин света врезается в толпу на пылающем скакуне, взмывает в воздух, словно супергерой, и приземляется на чертей с сокрушительной силой. Кости разлетаются в стороны, один из рогатых рассечен на две части — борьба со злом в Diablo 3 никогда не прекращается.

Казалось бы, Диабло повержен, а Санктуарий все равно под угрозой. Ангел смерти Малтаэль решил избавить мир от скверны максимально эффективным способом — немного поколдовать над камнем души и полностью очистить людей от зла. Последствия от такой чистки, правда, будут страшными — все погибнут. Ну а что, зато покой воцарится: некому будет откручивать рога демонам, да и вся чертовщина мигом пропадет.

Новый акт, Вестмарш, выглядит мрачно и чем-то похож на самое начало Diablo 3, разве что вместо соборов и склепов мы спускаемся в просторные подземные захоронения, осторожно пробираемся через болото и рвем глотки всяким чертям где-то на небесах, на поле вечного боя. Более приземленные места, впрочем, запоминаются намного сильнее, особенно огромное кладбище и гробница-лабиринт с узкими коридорами, которая кишит ордами жуков-скарабеев.

Где-то Reaper of Souls цитирует классику. Например, на болотах нужно искать специальные алтари и сверяться с символами для того, чтобы войти в правильные катакомбы, — привычное дело, прямо как во втором акте Diablo 2.

На крупных уровнях есть небольшие локации, где зачастую разыгрываются отдельные сценарии. Так, можно легко пропустить побочную линию со свержением местной власти в Вестмарше и не встретиться с мини-боссом. Локации в акте постарались как можно больше разнообразить, и даже совсем необязательные к посещению места выглядят здорово — особенно подземелье под городом. Там удобно расположились печи, в которых сжигают трупы. Враги, впрочем, гореть не хотят и скорее откусят что-нибудь вам, чем согласятся на принудительное кремирование.

Комбинации монстров выглядят интересно: чудовища скомпонованы таким образом, чтобы дезориентировать, отвлечь или замедлить героя. Толстые проклятые серафимы замораживают землю под ногами. Другие жнецы создают вокруг себя густую, как кисель, ауру. Какие-то твари призывают на подмогу толпу нежити. Гигантские чудовища одним хлопком оглушают героя.

Что же до боссов, то сражение с Малтаэлем обставлено намного интереснее, чем битва один на один с Диабло в финале третьей части. Во многом потому, что боевая арена здесь в несколько раз меньше, а злодей атакует не только напрямую, но и контролирует пространство вокруг — насылает вредоносный туман, бьет магией, захватывающей обширную площадь… Под таким давлением волей-неволей стараешься держать дистанцию, при этом сам ангел смерти почти никогда не дает вам выдохнуть, постоянно пытается подойти поближе и как следует приложить героя костлявой рукой.

Чтобы получить от аддона максимум, настоятельно советуем играть за крестоносца, нового персонажа. Воин света хоть и кажется крепким, но зачастую ощущается скорее чародеем в многослойной броне. У героя есть неплохой талант к контролю толпы — например, крестоносец может заставить лезущих отовсюду тварей застыть на месте на несколько секунд. Способность начинаешь по-настоящему ценить в кооперативе на высоком уровне сложности: когда ты на последнем издыхании останавливаешь кучу врагов, а товарищ быстро насылает на уродцев метеоритный дождь, то кажется, что круче вас напарников просто нет.

Старых персонажей, впрочем, тоже не обделили вниманием. Во-первых, максимальный уровень подняли до семидесятого, во-вторых, систему «совершенства» переиначили — теперь в игре, по сути, нет высшей планки. Набрав 70 левелов, вы не останавливаетесь в развитии, а продолжаете копить опыт — можно заработать хоть триста «повышений» сверху и быть молодцом.

По достижении нового уровня «совершенства» у героя появляются очки, которыми можно улучшить основные или дополнительные характеристики вроде шанса критического удара или скорости бега. Откровенно говоря, от этого мало что меняется: герой 50-го уровня совершенства не сильно отличается от героя 150-го, разве что цифрой над головой.

В-третьих, у всех персонажей появились новые пассивные таланты и одна активная способность. Чародейка, например, вызывает черную дыру, которая засасывает все живое, а колдун силой мысли образует под ногами у толпы целое озеро с голодными пираньями.

Активные навыки отныне соответствуют стихиям: огонь, лед, электричество и так далее. А у предметов появились свойства, которые дают бонусный процент к повреждениям от определенного элемента. Иными словами, теперь есть еще один способ разогнать мощность атак и при этом опробовать разные комбинации скиллов и рун. Тем более что игра поощряет эксперименты; cистема «нефалемской доблести», когда нужно было уничтожать редких монстров и не перенастраивать при этом билд, уже в прошлом. Еще до выхода Reaper of Souls разработчики сильно поменяли игру: закрыли аукцион, изменили шансы выпадения редких предметов, немного подкрутили систему распределения характеристик и бонусов у этих самых вещей — называется это Loot 2.0.

Куча изменений в сочетании со свежим режимом «Приключение» из Reaper of Souls сделали Diablo 3 заметно компактнее и логичнее, и это одна из причин вернуться в игру, если вы по каким-то причинам в ней разочаровались.

До патчей все было довольно тоскливо: вы знали, какие предметы нужно собирать для оптимального билда, но между героем и желаемой вещью стояла неподъемная цена. Хочешь тот классный топор с подходящими характеристиками? Тебе такой никогда не выпадет, плати. Легендарные предметы доставались лишь самым упорным, и они знали им цену — тут же отправлялись на аукцион и зарабатывали маленькое состояние. Тысячи игроков шли драться с нечистью не ради удовольствия, а чтобы раздобыть редкую вещь и провернуть выгодную сделку.

Золото копится, с суставами в указательном пальце начинаются проблемы, а ты этого не замечаешь: анализируешь ситуацию на рынке, подстраиваешься под каждый новый патч. Все это, конечно, было интересно, но практически лишало игру азарта.

В какой-то момент в Blizzard поняли, что вечно так продолжаться не может, roguelike должен быть больше про эксперименты с билдами, нахождение редких предметов и краткосрочные игровые сессии с четко выраженной целью. А потому взяли и произвели смену парадигм. Для начала — легендарные предметы и артефакты с подходящими характеристиками теперь выпадают чаще.

Отныне вы точно знаете, что можно поиграть полчаса-час и найти что-нибудь ценное — либо какой-то апгрейд, либо легендарный предмет, который можно разобрать на запчасти и переплавить в полезную вещь. В том случае, если выпадает, скажем, пластинчатый доспех с солидным бонусом к силе, характеристику можно заменить — в дополнении появилась NPC-гадалка, которая за солидное вознаграждение и некоторые расходные материалы зачаровывает предметы и даже меняет их внешний вид.

Понятно, что для Loot 2.0 нужны какие-то новые рамки — раз за разом пробегать наскучившие уровни и слушать уже заученные реплики неинтересно, да и совсем не подходит новому темпу игры. Здесь и приходит на помощь Adventure mode из аддона. В новом режиме герой или группа выполняют в разных актах по пять квестов («убей 100 противников и редкого монстра» или побочные задания с нехитрым контекстом), после чего получают коробочку с предметами и специальные детали для открывания нефалемского портала. В портале начинается roguelike в чистом виде — набор произвольных локаций с непредсказуемыми монстрами. Убиваем несколько сотен тварей, сталкиваемся с особо мощным боссом, получаем награду и специальные осколки, которые можно обменять у нового продавца на предметы с произвольными характеристиками.

Читайте также:  В контакте моя страница райся хасянова

Нельзя сказать, что Diablo 3 резко стала идеальной игрой. В режиме приключений, например, не слишком-то большая вариативность в пределах одного акта: нам приходилось несколько раз очищать логово хазра или помогать неудачнику, застрявшему в пыточном устройстве. С другой стороны, жаловаться на однообразие в таком случае глупо, потому что выжигание чертей и демонов и так процесс уже отлаженный.

Главное, что частота выпадания всяких бонусов и сюрпризов теперь точно рассчитана и заставляет вас проходить один уровень за другим. У игрока, наконец, появилась мотивация. Сейчас меньше причин бросать игру на полпути: одно дело — по крупицам собирать недосягаемую сумму, и совсем другое — пройти пару приключений и почти гарантированно получить что-нибудь интересное.

Reaper of Souls приблизила игру к основам жанра, да и вообще по Diablo 3 можно изучать геймдизайн: после релиза многие детали меняли несколько раз, все это задокументировано на официальном сайте и снабжено комментариями разработчиков. Но это вряд ли конец пути — как крестоносец без устали борется со злом, так и дизайнеры рьяно улучшают и без того хорошую механику.

Классный сюжетнет

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Diablo 3 для нетерпеливых: необходимость торговать предметами на аукционе отпала, у игры появилась структура и возрос темп. Все для того, чтобы вы сосредоточились на главном — истреблении монстров.

На все четыре стороны

Ну и давайте начнем с самого банального и понятного — с нового (пятого по счету) акта, который приносит с собой аддон. Сюжетным оправданием продолжения резни даже после смерти самого главного гада (правда, стоит заметить, что смерть эта — очередная) является тот факт, что на место Диабло из тени выходит новый коварный злодей — ангел смерти Малтаэль. Он в очередной раз хочет убить всех людей. Правда, ради якобы благой цели — окончания всех войн и обретения вечного покоя.

Сюжет, как и заведено, подается через красивые и жутко пафосные ролики, объясняющие только общую суть происходящего. Вообще, задача у них здесь просто нагнать атмосферы и пафоса, чтобы игрок не забывал, где находится.

Однако отойдем от красот заставок и перейдем к чему-то более весомому. В конце концов, не ради истории в «Диабло» люди готовы проводить десятки и сотни часов, в который раз убивая съехавшего с катушек короля Лиорика, Мефисто или самого повелителя Преисподней. Так что давайте поговорим о структуре нового игрового акта. Во-первых, стоит заметить, что, в отличие от двух последних эпизодов оригинальной игры, Reaper of Souls на свое прохождение потребует отнюдь не пару часов, что радует.

И за это время нам доведется побывать в множестве запоминающихся мест: побегать по улочкам Вестмарша, прогуляться по мрачным болотам Темного Леса и даже изучить крепость Пандемоний и ее окрестности, где когда-то происходили грандиозные битвы между ангелами и демонами. И к декорациям, как и раньше, практически невозможно придраться — художники Blizzard продолжают создавать завораживающие и крайне атмосферные локации на далеко не самом прогрессивном движке.

Стоит также отметить, что градус самокопирования/фансервиса (нужное подчеркнуть) снизился. Встретится только одна загадка, позаимствованная из Diablo II, да и та подретуширована и замаскирована.

Во-вторых, здесь случается огромное количество побочных событий, которые обыгрываются как квесты. То в подвале дома проводят какой-то черный обряд, то девушка ищет колье, то некромант пытается нам помочь, то вообще сундук проклятый попадется. Причем несколько таких событий в Вестмарше объединяются в отдельную сюжетную арку о свержении короля с трона, что для серии Diablo весьма нехарактерно.

Хорошо забытое старое

Ну а теперь о самом важном — о геймплейных нововведениях и новом игровом классе. Хотя о Крестоносце говорить особо нечего — это своеобразное переосмысление старого доброго Паладина с некоторым смещением акцентов в «прокачке» и вооружении, ибо булавам и скипетрам он предпочитает цеп. Вот и все отличия. В целом это отличный класс, сбалансированный и интересный. В дополнение к этому завезли вполне стандартное повышение максимального уровня и новые умения для старых классов.

Вообще, что касается умений, то те, кто давно не запускал третью часть, будут приятно удивлены подправленной системой развития Paragon 2.0 и обновленной системой генерации выпадающих из монстряков предметов — Loot 2.0.

Если не вдаваться в подробности, то Paragon 2.0 частично возвращает игрокам контроль над «прокачкой» персонажа, заменяя прежние уровни парагона на очки этого самого парагона, которые можно тратить на различные осмысленные усиления вместо прежних «на 3% больше золота». Причем, что важно, очки парагона привязываются к учетной записи, а не к персонажу, и их всегда можно сбросить и как-нибудь перераспределить.

А с Loot 2.0 все еще проще — она повышает шансы выпадения чего-нибудь легендарного и актуального для конкретного героя, а также ребалансит характеристики многих легендарных вещей. Правда, отныне даже показатели одного предмета не привязаны к нему раз и навсегда, ведь в городе появилась новая ремесленница, которая может изменить их.

Adventure time 2.0!

Однако главной изюминкой Reaper of Souls, пожалуй, является абсолютно новый режим. Одной из проблем Diablo (да и любой подобной игры) всегда было отсутствие автоподстройки уровня противника под уровень игрока, в результате чего возвращение в уже пройденные и зачищенные локации было абсолютно бессмысленным. С одной стороны, это, конечно, служит на благо повествованию и подстегивает идти вперед, а не застревать на одном удобном месте и «фармить» опыт, однако, когда проходишь это все на 3 — 5 раз, на сюжет уже глубоко наплевать и хочется какого-то разнообразия.

Вот здесь на выручку и приходит новый режим приключений, в котором герою с первой же секунды доступны все порталы и все локации. Причем доступ к нему открывается после того, как игру целиком и полностью пройдет хотя бы один персонаж. Иначе говоря, получив доступ к «Приключениям» одним героем, можно потом завести другого и сразу отправиться убивать им Диабло. Прямо на первом уровне.

Для того чтобы прыгать между локациями было весело и интересно, практически в каждой из них расположили особое поручение — по сути, просто локальный квест: «убей 100 монстров», «зачисти пещеру», «найди и открой сундук», «отруби голову кому-то особенно сильному» и все в таком духе. Можно, конечно, игнорировать эти задания, но за их выполнение дают немало опыта и золота.

Однако квинтэссенцией этого режима стали так называемые «нефалемские порталы» — особые многоуровневые локации, где обитают самые сильные монстры и можно найти самый ценный лут. Уникальность этих мест заключается в том, что они собираются генератором карт в самых причудливых комбинациях и без каких-либо ограничений. То есть в одном таком портале могут сочетаться элементы подземелий, гробниц, нор, полей битв и вообще окружений из самых разных актов и в абсолютно «винегретном» порядке. Сделано это опять же не из соображений логичности построения такого рода «данжей», а чтобы сделать их предельно разнообразными и нескучными.

Если же смотреть глобально, то Reaper of Souls делает с оригинальной третьей частью то же, что в свое время делало Lord of Destruction с Diablo II — дорабатывает, шлифует, разнообразит и обогащает игру во всех смыслах, не меняя при этом ее сути. И это хорошо. И даже замечательно. Проблема только в том, что в сухом остатке перед нами просто пятый акт и новый игровой режим за 40 баксов/900 рублей. Поэтому и «похвально», а не «изумительно».

Плюсы: делает Diablo III разнообразнее, интереснее, продолжительнее…
Минусы: …и практически в два раза дороже.