Джава скрипт для начинающих

Содержание

Учебник JavaScript

Практика

Работа с DOM

Практика

Некоторые продвинутые вещи

Рекомендованное ES6

Некоторые видео могут забегать вперед, тк к этому месту учебника мы прошли еще не весь ES6. Просто пропускайте такие видео, посмотрите потом.

Регулярки

Разное

Работа с канвасом

Практика

  • урок исключен (мало материала), по аяксу скоро будет отдельный учебник (много материала)
    Работа с
    AJAX в JavaScript —>
    Работа с
    AJAX + PHP —>

Контекст

Drag-and-Drop

  • Урок №
    Введение
    в ООП в стиле ES6
  • Урок №
    Основы
    работы с ООП
  • Урок №
    Наследование
    классов в JavaScript
    Продвинутая работа
    с классами на JavaScript —>
  • Урок №
    Применение
    ООП при работе с DOM
  • Урок №
    Практика
    по ООП в JavaScript
  • Тут скоро будут еще уроки
    по функциональному и прототипному
    стилю ООП.

Практика по ООП

Ваша задача: посмотрите, попробуйте повторить.

Практика

Promise ES6

Библиотека jQuery

Тк. jQuery устаревает, объявляю эти уроки не обязательными и выношу в конец учебника (так по уровню уроки середины учебника, если что). В перспективе переедет в отдельный учебник по jq.

В этом уроке мы разберем работу с данными на языке JavaScript.

Данные — это объекты, которыми может оперировать JavaScript, к примеру, имя пользователя — это строка, а его возраст — это число. Данные могут быть разных типов.

Строки и числа

Самыми простыми типами данных в JavaScript являются строки и числа.

Числа обозначают сами себя: 1, 12, 145, а вот строки требуется брать в кавычки (одинарные или двойные — без разницы):

Переменные

Одним из самых главных и распространенных объектов в программировании является переменная.

Переменная — это такой объект, который может хранить внутри себя различные данные, например, строки или числа.

Имя переменной должно состоять из английских букв: больших или маленьких, а также цифр и знака_подчеркивания.

В JavaScript при объявлении переменной обязательно должно быть написано ключевое слово var:

Операция присваивания

Очень важным элементом программирования является операция присваивания. Пример присваивания:

Комментарии

В коде JavaScript, так же, как и в HTML и CSS, можно оставлять комментарии. Они могут быть многострочными и однострочными:

Комментарии игнорируются браузером при выполнении кода, в них можно оставлять какие-либо пометки или временно закрывать код от исполнения, чтобы потом его при необходимости вернуть (откомментировать).

Функция alert

В JavaScript существует специальная функция alert, которая позволяет вывести какой-либо текст в окно браузера в виде диалогового окошка.

Следующий код выводит на экран заданный текст:

Нажмите на эту ссылку, чтобы увидеть такое окошко.

А в следующим коде переменной text присваивается фраза, а затем содержимое этой переменной выводится на экран:

Математические операции

В JavaScript между числами можно совершать различные математические операции:

Получение определенного символа строки

В JavaScript можно получить доступ к определенному символу строки по его номеру таким образом: a[n] – n-ный символ строки (учтите, что нумерация идет с нуля):

Сложности с операцией присваивания

Очень часто новички не понимают, что присваивание отличается от обычного равенства. Посмотрите следующий пример:

С точки зрения математики запись a = a + 2 абсурдна, но не с точки зрения программирования.

В данном случае переменная a имела значение 1, а затем мы переменной a присвоили новое значение — старое значение переменной a плюс 2.

Операции инкремента и декремента

Операция a++ или ++a – увеличивает переменную a на единицу. Эта операция называется инкремент.

Операция a— или —a – уменьшает переменную a на единицу. Эта операция называется декремент.

Давайте посмотрим, в каких случаях проявляется разница между ++a и a++.

Пусть у нас есть код alert(++a) и код alert(a++).

В первом случае переменная сначала увеличится на единицу, а потом выведется, а во втором случае — сначала выведется, а потом увеличится.

Операции +=, -=, *=, /=

Мы уже рассматривали код, который демонстрирует сложности с операцией присваивания:

В данном случае мы присваиваем переменной a ее текущее значение, увеличенное на 2. Однако JavaScript позволяет записать этот код еще короче с помощью оператора +=:

Кроме того, существуют операторы -=, *=, /=, которые эквивалентны следующему коду:

Специальные значения

В JavaScript, как и в других языках программирования, существуют ключевые слова для некоторых специальных значений. Вот они: undefined, null, true, false, NaN, Infinity, -Infinity.

Читайте также:  Проверка смартфона самсунг на подлинность

Значения undefined и null

Значение undefined обозначает неопределенность. К примеру, если мы попробуем обратиться к переменной, которой мы еще не задали значение — то ее значение и будет undefined.

Значение null обозначает ‘ничего’. К примеру, мы можем присвоить переменной значение null в знак того, что там ничего не лежит.

Это значение очень похоже на undefined, отличие в том, что undefined — это не определенное значение, а null — определенное — ничего.

Значения true и false

Значения true и false обозначают истину и ложь соответственно. Они используются для таких вещей, которые предполагают два варианта ответа — да или нет.

К примеру, на вопрос ‘вам уже есть 18 лет?’ в можете ответить да, то есть true, или нет, то есть false.

Значение NaN

Значение NaN (Not-A-Number) обозначает не число. Оно может получится, к примеру, в таком случае — когда вы умножаете строку с буквами на число:

Значения Infinity и -Infinity

Значения Infinity и -Infinity обозначают соответственно бесконечность и минус бесконечность. Они получаются если какое-то число поделить на ноль — в этом случает JavaScript не выдает ошибку, как в других языках программирования, а возвращает эти значения.

Если мы делим на ноль положительное число, то получаем Infinity, а если отрицательное — то -Infinity.

Функция prompt

Кроме функции alert, которая выдает диалоговое окошко, существует функция prompt, которая не только выдает окошко с текстом, но и позволяет получить от пользователя какой-либо текст.

Этот текст можно записать в переменную и затем выполнить над ним какие-либо операции.

В следующем примере мы спросим имя пользователя, запишем его в переменную name и с помощью функции alert выведем на экран:

Нажмите на эту ссылку, чтобы запустить код примера.

Функция confirm

Если вам нужно просто спросить у пользователя ‘Да’ или ‘Нет’, не давая ему возможность ввести иной текст — используйте функцию confirm.

Эта функция вызывает окошко с вопросом, на который нужно ответить пользователю, и двумя кнопками для ответа: с кнопкой ‘ОК’ и с кнопкой ‘Отмена’.

Если пользователь нажмет ‘ОК’ — то функция вернет true, а если ‘Отмена’ — то вернет false.

В следующем примере функция confirm выведет диалоговое окно с вопросом ‘Вам уже есть 18 лет?‘.

Если вы нажмете ‘Ок’, то в переменную ok запишется true и выведется на экран функцией alert, а если нажмете ‘Отмена’ — то false:

Нажмите на эту ссылку, чтобы запустить код примера.

Типизация переменных

Что будет, если попробовать перемножить, к примеру, число и строку, вот так: 3 * ‘3’? В результате вы получите число 9. Это значит, что JavaScript автоматически осуществляет преобразование типов при необходимости, вам не нужно за это переживать.

Однако, есть нюанс: если мы попытаемся сложить строку и число, то JavaScript сложит их как строки, а не как числа, вот так: ‘3’ + 3 получится строка ’33’, а не число 6.

В случае, например, с умножением JavaScript понимал, что нельзя перемножить строки, поэтому строки переводил в числа и перемножал их. А случай со сложением можно трактовать двояко: складывать как строки или как числа (плюс-то используется как для сложения строк, так и чисел).

Бороться с этим можно следующем способом: нужно сделать недопустимую для строк операцию, например, так: +’3′ + 3 — поставим плюс перед строкой и она преобразуется к числу.

Второй вариант такой: можно сказать яваскрипту, что мы хотим явно преобразовать строку к числу. Это делается с помощью функции Number, вот так: Number(‘3’) + 3. В результате получится 6, а не ’33’.

К числам могут преобразовываться не только строки, но и любые другие типы данных, например true тоже можно преобразовать к числу таким образом: Number(true).

Можно преобразовывать и к другим типам с помощью функций Boolean, String и других подобных.

Что вам делать дальше:

Приступайте к решению задач по следующей ссылке: задачи к уроку.

Когда все решите — переходите к изучению новой темы.

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

В сети Интернет Вы найдете довольно много материалов, посвященных языку. Наш ресурс не предполагает полное изложение информации, касающейся языка. Но JavaScript уроки, изложенные на сайте, наверняка могут быть полезными как для начинающих обучение, так и непосредственно для учителей и преподавателей.

Для начала разберем, javaScript – что это такое и зачем он необходим в html?
Javascript — это алгоритмический язык программирования.

Рассмотрим схему взаимодействие браузера с сервером — клиент-серверную схему. Принцип работы строится на схеме запрос-ответ. Мы вбиваем адрес в строке адреса браузера, браузер отсылает запрос на сервер: «необходим такой-то ресурс». Сервер обрабатывает запрос и выдает ответ в виде html-страницы.

Схема хороша, пока на странице необходимо отображать обычные статические данные. Но в современное время страницы максимально интерактивны и позволяют всячески взаимодействовать с сервером. В html есть для этого элементы управления – кнопки, списки, переключатели и т.д. Набор элементов мы можем поместить на страницу и с помощью кнопки отправить их на сервер.

Читайте также:  Запуск chrome из командной строки

Но недостаток схемы в том, что взаимодействие клиент-сервер занимает какое-то время. И если мы хотим сделать интерактивную страницу, которая бы реагировала быстро на действия пользователя, то нам эта схема не подходит. И, кроме того, во многих случаях большинство действий со страницей и ее объектами можно выполнить на компьютере пользователя: например, подсветка пункта по наведению мыши. Зачем для подсветки загружать сервер, заставляя его заново формировать и выдавать страницу? Можно это сделать на клиентском компьютере.

Однако, язык html – декларативный язык, и он не может выполнять алгоритмические конструкции. Поэтому в середине 90-х годов прошлого века возникла идея встроить в html еще один язык, простой, и с его помощью выполнять простые программы без запроса-ответа к серверу. Идея появилась у программистов компании Netscape Communications. Они разработали javaScript — алгоритмический язык программирования и встроили в свой браузер Netscape Navigator. Назывался язык lifeScript (живой сценарий).

В середине 90 была популярна платформа java. Данный язык был настолько новаторским и популярным, что бытовало мнение, что в скором времени все будут программировать на java. Поэтому программисты Netscape переименовали свой lifeScript в javaScript и сделали синтаксис похожим, позаимствовав некоторые основные конструкции. Однако, javaScript и java — это два совершенно разных языка. В дальнейшем поддержку javaScript добавили и в другие браузеры. Стали разрабатывать и принимать стандарты javaScript (ECMA).

Итак, кратко по истории JavaScript:

  • Разработан в Netscape Communications как язык сценариев для обозревателей Netscape Navigator, начиная с версии 2.0 (декабрь 1995 ) (на основе языка Java от Sun Microsystems). Язык LifeScript =>JavaScript
  • К разработке подключается корпорация Microsoft, чьи обозреватели Internet Explorer поддерживают JavaScript, начиная с версии 3.0. В Internet Explorer JavaScript носит название Jscript
  • В июне 1997 г. была принята первая версия стандарта под названием ECMAScript (ECMA-262) – официальное название JavaScript.

Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка.

Примитивные типы данных

В JavaScript имеются следующие примитивные типы данных: number , boolean , string , undefined , null . Сразу нужно отметить, что, при работе с примитивными типами данных, например, со строковыми литералами, мы, даже не проводя явного преобразования, сможем обращаться к их методам и свойствам. Дело тут в том, что при попытке выполнения подобных операций литералы автоматически оснащаются соответствующей объектной обёрткой.

▍Числа

В JavaScript имеется лишь один тип чисел — это числа двойной точности с плавающей запятой. Это ведёт к тому, что результаты вычисления некоторых выражений арифметически неверны. Возможно, вы уже знаете, что в JS значение выражения 0.1 + 0.2 не равно 0.3 . В то же время, при работе с целыми числами таких проблем не наблюдается, то есть, 1 + 2 === 3 .

В JavaScript имеется объект Number , представляющий собой объектную обёртку для числовых значений. Объекты типа Number можно создавать либо используя команду вида var a = new Number(10) , либо можно полагаться на автоматическое поведение системы, описанное выше. Это, в частности, позволяет вызывать методы, хранящиеся в Number.prototype в применении к числовым литералам:

Существуют глобальные функции, предназначенные для преобразования значений других типов в числовой тип. Это — parseInt() , parseFloat() и конструкция Number() , которая в данном случае выступает в виде обычной функции, выполняющей преобразование типов:

Если в ходе операции с числами получается нечто, не являющееся числом (в ходе неких вычислений, или при попытке преобразования чего-либо в число), JavaScript не выдаст ошибку, а представит результат подобной операции в виде значения NaN (Not-a-Number, не число). Для того, чтобы проверить, является ли некое значение NaN , можно воспользоваться функцией isNaN() .

Арифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк.

▍Строки

Строки в JavaScript представляют собой последовательности символов Unicode. Строковые литералы создают, заключая текст, который нужно в них поместить, в двойные ( "" ) или одинарные ( » ) кавычки. Как уже было сказано, при работе со строковыми литералами мы можем полагаться на соответствующую объектную обёртку, в прототипе которой имеется множество полезных методов, среди них — substring() , indexOf() , concat() .

Строки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую.

▍Логические значения

Логический тип данных в JS представлен двумя значениями — true и false . Язык может автоматически преобразовывать различные значения к логическому типу данных. Так, ложными, помимо логического значения false , являются значения null , undefined , » (пустая строка), 0 и NaN . Всё остальное, включая любые объекты, представляет собой истинные значения. В ходе выполнения логических операций всё, что считается истинным, преобразуется к true , а всё, что считается ложным, преобразуется к false . Взгляните на следующий пример. В соответствии с вышеизложенными принципами пустая строка будет преобразована к false и в результате выполнения этого кода в консоль попадёт строка This is false .

Читайте также:  Сим карта уменьшить размер до нано

Объекты

Объекты — это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями.

Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов:

Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается:

  • Чтение свойств: object.name, object[expression] .
  • Запись данных в свойства (если свойство, к которому обращаются, не существует, добавляется новое свойство с указанным ключом): object.name = value , object[expression] = value .
  • Удаление свойств: delete object.name , delete object[expression] .

Вот несколько примеров:

Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) :

Если объект нужно сделать иммутабельным, можно воспользоваться командой Object.freeze() .

Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() :

▍Сравнение значений примитивных типов и объектов

При практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться.

Переменные

В JavaScript переменные можно объявлять, используя ключевые слова var , let и const .

При использовании ключевого слова var можно объявить переменную, и, если надо — инициализировать её неким значением. Если переменная не инициализирована, её значением является undefined . Переменные, объявленные с использованием ключевого слова var , имеют функциональную область видимости.

Ключевое слово let очень похоже на var , разница заключается в том, что переменные, объявленные с ключевым словом let , имеют блочную область видимости.

Блочную область видимости имеют и переменные объявленные с помощью ключевого слова const , которые, учитывая то, что значения подобных переменных нельзя изменять, правильнее будет называть «константами». Ключевое слово const , которое «замораживает» значение переменной, объявленной с его использованием, можно сравнить с методом Object.freeze() , «замораживающим» объекты.

Если переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной.

Массивы

Массивы в JavaScript реализованы с использованием объектов. Как результат, говоря о массивах, мы, фактически, обсуждаем объекты, похожие на массивы. Работать с элементами массива можно, используя их индексы. Числовые индексы преобразуются в строки и используются как имена для доступа к значениям элементов массивов. Например, конструкция вида arr[1] аналогична конструкции вида arr[‘1’] , и та и другая дадут доступ к одному и тому же значению: arr[1] === arr[‘1’] . В соответствии с вышесказанным, простой массив, объявленный командой let arr = [‘A’, ‘B’, ‘C’] , представляется в виде объекта примерно следующего вида:

Удаление элементов массива с использованием команды delete оставляет в нём «дыры». Для того чтобы избежать этой проблемы, можно использовать команду splice() , но работает она медленно, так как, после удаления элемента, перемещает оставшиеся элементы массива, фактически, сдвигая их к началу массива, влево.

Методы массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди:

Функции

Функции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций.

Существует три способа объявления функций:

  • Классическое объявление функции (Function Declaration или Function Statement).
  • Использование функциональных выражений (Function Expression), которые ещё называют функциональными литералами (Function Literal).
  • Использование синтаксиса стрелочных функций (Arrow Function).

▍Классическое объявление функции

При таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила:

  • Первым ключевым словом в строке объявления функции является function .
  • Функции необходимо назначить имя.
  • Функцию можно использовать в коде, находящимся до её объявления благодаря механизму подъёма объявления функции в верхнюю часть области видимости, в которой она объявлена.

Вот как выглядит классическое объявление функции:

▍Функциональные выражения

При использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее:

  • Ключевое слово function уже не является первым словом в строке объявления функции.
  • Наличие имени у функции необязательно. Возможно применение как анонимных, так и именованных функциональных выражений.
  • Команды вызова таких функций должны следовать за командами их объявления.
  • Такую функцию можно запустить сразу же после объявления, воспользовавшись синтаксисом IIFE (Immediately Invoked Function Expression — немедленно вызываемое функциональное выражение).

Функциональное выражение выглядит так:

▍Стрелочные функции

Стрелочные функции, по сути, можно считать «синтаксическим сахаром» для создания анонимных функциональных выражений. Надо отметить, что у таких функций нет собственных сущностей this и arguments . Объявление стрелочной функции выглядит так:

▍Способы вызова функций

Функции можно вызывать различными способами.