Джокер из темного рыцаря

Прошло уже восемь лет с выхода последнего законченного фильма Хита Леджера, а мы до сих пор скучаем по актеру и великолепному образу Джокера, который он подарил миру в фильме « Темный рыцарь ». Мы решили вспомнить, как актер готовился к роли и как прошли его последние дни на съемочной площадке.

16. Хит Леджер приговорил себя к полной изоляции

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Чтобы действительно вжиться в роль, актер провел 43 дня в мотеле в полном одиночестве. Все мы прекрасно знаем, насколько Джокер безумный и «поломанный» персонаж — страшно представить, что творилось в голове Леджера в эти дни добровольного заключения.

15. Он применил «взгляд Кубрика»

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Большое влияние на леджеровский образ Джокера оказал персонаж Алекс ДеЛардж в исполнении Малькольма МакДауэлла из фильма Стэнли Кубрика « Заводной апельсин » (1971). Он скопировал его жесты и мимику, включая широко известный «взгляд Кубрика».

14. Он сымпровизировал две самые яркие сцены в фильме

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Одна из этих сцен — саркастичные аплодисменты Джокера, когда Гордон получает повышение. Этого момента не было в сценарии, но режиссер Кристофер Нолан приказал операторам продолжить снимать, и в итоге вставил сцену в фильм. Второй раз Леджеру пришлось думать на ходу в сцене со взрывом больницы. Момент с неисправным пультом — чистая импровизация актера.

13. Он вел дневник Джокера

кадр: Warner Bros. Pictures Co. В этом дневнике он хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии Алекса ДеЛарджа, гиены и улыбающегося клоуна. Актер всюду носил с собой этот дневник, чтобы в нужный момент напоминать себе, какого темного и садистского персонажа он играет.

12. Он хотел быть Бэтменом

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Изначально Хит Леджер пробовался на роль Бэтмена, но, как мы все прекрасно знаем, эта роль ушла к Кристиану Бэйлу. К счастью, Кристофер Нолан запомнил актера и пригласил его в следующий проект на роль Джокера.

11. Он потребовал, чтобы его избили

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Вы хорошо помните сцену допроса в «Темном рыцаре»? Так вот Леджер, оказывается, лично настоял на том, чтобы Кристиан Бэйл бил его как можно сильнее, чтобы сцена вышла достоверной. Поступок истинного Джокера!

10. Он позаимствовал для образа свои собственные привычки

кадр: Warner Bros. Pictures Co. С первого же взгляда на Джокера в начале фильма мы понимаем, что с этим парнем что-то не так. Его манеры, мимика, жесты — все указывает на то, что это очень странный персонаж. Одной из его отличительных особенностей является привычка постоянно облизывать губы. Оказывается, это была реальная привычка Леджера, и он позаимствовал ее для роли.

9. Он был самым молодым Джокером

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Джокер не раз находил воплощение на большом экране, но самыми известными исполнителями этой роли, помимо Леджера, являются Джек Николсон, Сизар Ромеро и Джаред Лето. Всем трем актерам было за сорок, когда они сыграли легендарного злодея, в то время как Леджеру было всего 28.

8. Он первый получил Оскар за исполнение роли персонажа комиксов

кадр: Warner Bros. Pictures Co. За роль Джокера Хит Леджер не просто добился широкого признания и бурных похвал — он стал первым актером в истории, который получил премию Оскар за роль в фильме про супергероев. Но актер так и не увидел заветную статуэтку — на церемонии награждения ее вручили членам его семьи.

7. Он напугал своих коллег по фильму

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Актеры Майкл Кейн и Мэгги Джилленхол не видели Леджера в гриме вплоть до съемок сцены вечеринки Wayne Enterprises. Образ настолько напугал Кейна, что он забыл слова, а Джилленхол и вовсе не могла на него смотреть.

6. Майкл Кейн предпочитает Леджера Николсону

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Сэр Майкл Кейн придерживается высокого мнения о Джокере Леджера. Он даже заявил, что актер переплюнул Николсона и его исполнение Джокера в «Бэтмене» 1989 года. «Джек был клоуном, добродушным, но извращенным — старенький дядюшка-убийца. Он мог становиться веселым и заставлять зрителя смеяться. Хит пошел в совершенно противоположном направлении, он изобразил действительно страшного психопата».

5. Хит Леджер был не первым кандидатом на роль

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Режиссер Кристофер Нолан с самого начала желал видеть в образе Джокера только Леджера и боролся до последнего, но киностудия все равно решила сперва предложить роль другим кандидатам. В их число входили Стив Карелл, Эдриан Броуди, Робин Уильямс и Пол Беттани.

4. «Темный рыцарь» стал первым фильмом DC, который собрал миллиард долларов в прокате

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Будем честными, во многом это заслуга именно Хита Леджера и его блестящего исполнения роли Джокера.

3. Хит Леджер сам придумал облик Джокера

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Актер нарисовал наброски того, как в его представлении должен выглядеть грим Джокера, и представил их художнику по гриму. Руководствуясь рисунками, художник загримировал Леджера, и первые дни съемок актер проходил с клоунским лицом своего авторства. Позже команда гримеров внесла некоторые изменения в дизайн, но первоначальная идея принадлежит Леджеру.

2. Он успел увидеть часть отснятого материала

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Актер скончался до того, как фильм был смонтирован и закончен, но перед смертью ему все же удалось посмотреть одну сцену. Нолан лично смонтировал первую сцену фильма с ограблением в банке, и именно ее показали Леджеру. Продюсер фильма, Чарльз Роуэн, позже рассказал, что Леджеру так понравилась сцена, что он посмотрел ее трижды.

1. Завершение съемок стало его последней достигнутой целью

кадр: Warner Bros. Pictures Co. Смерть Хита Леджера 22 января 2008 года оказалась столь же внезапным событием, сколь и трагическим. Гибель актера породила множество вопросов о прогрессе съемок, и вскоре студии Warner Bros. Pictures пришлось выступить с заявлением, что Леджер «закончил все сцены в съемочном периоде и выполнил все обязанности на этапе постпродакшена». Таким образом, Джокер стал по-настоящему последней, полностью завершенной ролью Хита Леджера.

Антизлодей/Злодей

Полное имя

Псевдонимы/Титулы

Происхождение

Возраст

Раса/Вид

Род занятий

Силы/Способности

Тип Злодея

Образ Править

В «Тёмном рыцаре» Джокер (в исполнении Хита Леджера) подвергся некоторому изменению в целях большей реалистичности, при этом многие основные детали сохранились. Джокер вновь был лишён истории и настоящего имени. Внешний вид был в общих чертах сохранён: у Джокера длинные светло-зелёные волосы, чёрные контуры вокруг глаз, белое лицо, грязный фиолетовый костюм и тёмно-фиолетовые кожаные перчатки. В целях большего правдоподобия белое лицо Джокера здесь является неаккуратно наложенным гримом, который несколько раз подтирается, а в одной сцене вообще отсутствует. Постоянную улыбку заменяют два длинных шрама на щеках (так называемая «улыбка Глазго»), растянутые от углов рта практически до ушей. В течение фильма Джокер даёт две версии их появления: издевательство отца при убийстве матери будущего Джокера и самостоятельное нанесения ран из-за несчастной семейной жизни, но истинная причина так и не раскрыта. Истории сопровождаются фразой «А чего ты такой серьёзный?» (Why so serious?), которая стала теглайном к фильму. Нож является любимым оружием нового Джокера: по его мнению, ножи обеспечивают наиболее близкий контакт с жертвой. Также злодей любит использовать динамит, порох и бензин — подчеркиваются его террористические наклонности и желание достижения хаоса во всем мире. В конце фильма психопат схвачен Бэтменом и помещен в психиатрическую больницу. В новелле по фильму «Темный Рыцарь: Возрождение Легенды» говорилось, что Джокер, воспользовавшись анархией Бейна, исчез из Аркхэма и, возможно, сбежал (также вполне возможно, что он покинул Готэм).

Читайте также:  Бре гейм ютуб бесплатно

За кадром Править

Леджер, закрывшись в гостинице на месяц, сам придумывал образ Джокера. Он не хотел, чтобы его Джокер был похож на Джокера Джека Николсона.

Во впечатляющем открытии фильма маска, которую надел Джокер во время ограбления банка, намекает на Сезара Ромеро. Во время своего первого появления в сериале (в эпизоде под названием «The Joker Is Wild») он был замаскирован под Паяцо (чья маска идентична надетой Леджером по дизайну и цвету). Оба Джокера также сняли потом маски, чтобы раскрыть истинное лицо.

Майкл Кейн впервые увидел Хита Леджера в образе Джокера в пентхаусе, где Принц клоунов бросает Рэйчел Дауэс со здания; легендарный британский актёр был так ошеломлён, увидев актёра, что забыл свою реплику.

Сцена сообщения о выкупе, которое транслируется Джокером, было снято на обычную видеокамеру. Кристофер Нолан поручил Хиту Леджеру самому режиссировать этот момент. Сам режиссёр был на первом дубле, но остался настолько впечатлён работой Леджера, что просто вручил ему камеру и сказал: «Делай, что захочешь». Леджер так увлёкся этими видео, что каждая новая сцена отличалась от предыдущей.

Предполагалось появление Джокера и в следующем фильме серии — «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», в качестве камео (подобно Пугалу, который, будучи злодеем в «Бэтмен: Начало», кратко появился в «Тёмном рыцаре» и в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды»), но Хит Леджер умер во время съёмок «Воображариума доктора Парнаса». В новеллизации фильма упоминается, что Джокер сидел в Аркхэме до некоторого времени, в самом фильме он не упомянут из уважения к Леджеру.

Хотя в картине нет прямого упоминания Джокера, возможно, есть отсылка на его прошлое: в течении фильма Селина Кайл пытается заполучить «Чистый лист» — программу, стирающую все данные о человеке в любой информационной базе мира. Вполне возможно, что этой же программой некогда воспользовался и носитель хаоса, так как в «Тёмном рыцаре» полиция не может идентифицировать преступника, ссылаясь на полное отсутствие данных.

За роль Джокера Хит Леджер посмертно получил премии «Оскар», «Золотой глобус», «BAFTA» и «MTV Movie Awards».

Смерть Хита Леджера поставила два острых вопроса при выпуске фильма: показывать ли недавно скончавшегося Хита Леджера в образе изуродованного Джокера, говорящего коронную фразу, а также целесообразность вырезания из финального монтажа сцены, где Джокер притворяется мёртвым. Эту ситуацию решили, мотивировав тем, что Хит Леджер очень сильно работал над этой ролью и в любом случае был бы горд и рад за неё.

Личность Править

«Я играю человека, про которого говорят «совсем страх потерял». Я сделал его таким психопатом без малейшей склонности к сопереживанию, который абсолютно, ну или почти не отдаёт себе отчета в том, что делает, и это забавно, потому что не существует вообще никаких пределов — он может сказать что угодно, как угодно, сделать что угодно. »Хит Леджер о своей роли

«Просто есть типы, которые действуют вне всякой логики. Их не подкупить, не запугать, не договориться и не прийти к компромиссу. Эти люди мечтают видеть мир в огне»Альфред Пенниуорт о Джокере

Джокер — циник, анархист и садист. Он ненавидит человечество и считает, что в глубине души все такие же негодяи, как он. Многие называют Джокера психом, однако если вглядеться поглубже, то это не совсем так. В его словах и действиях есть смысл, он прекрасно отдает себе отчёт в том, кто он и чего хочет. Его боятся, потому что он непредсказуем и опасен; у него нет правил, поэтому невозможно до конца просчитать его действия и понять его мотивы. Джокер определённо совершает преступления не ради самообогащения или власти; он совершает их, так как считает, что это весело. Когда он говорит, что у него нет цели, он немного лукавит, так как, доводя людей до отчаяния, он ставит под сомнения все их моральные принципы.

Джокер — игрок. Его слова: «Это мой город» — довольно справедливы, ведь он за очень короткое время сумел вовлечь в свою игру городское правительство, полицию, мафию, да и вообще каждого жителя Готэма, заставив всех бояться. У самопровозглашённого принца преступного мира нет иных сверхспособностей, кроме нечеловеческой жестокости и умения создавать смертельный хаос.

Если вглядеться поглубже, то можно понять, что Джокер во многом прав. Власти города некомпетентны, т.к. позволяют процветать преступности в Готэме. Более того, они повязли в коррупции, что легко развязывает мафии руки (все вышеперечисленные аргументы клоун доказал на своём примере). Возможно, ненависть Джокера направлена не на человечество как таковое, а на его пороки: жадность, эгоизм, продажность, лицемерие, трусость, — и его главными целями не являются уничтожение мира или его подчинение. В этом случае носителя хаоса можно (хоть и с некоторой натяжкой) назвать антизлодеем, т.к. его цели не являются корыстными.

Читайте также:  Gta sa exe системная ошибка

В общем смысле можно сказать, что он эксцентричен, присутствуют признаки маниакально-депрессивного психоза. Многие поклонники комиксов считают Джокера антиподом Бэтмена, его абсолютной противоположностью. Так, Джокер всегда весел и ярок в отличие от Темного рыцаря, который чаще всего озабочен и мрачен. Видны и противоположности костюмов: тёмный у Бэтмена, и яркий у Джокера.

Не будем сильно вдаваться в его комиксную биографию и историю появления, поэтому совсем кратко: Джокер дебютировал в Batman #1 1940 года и должен был погибнуть в том же выпуске. По мнению Билла Фингера, одного из создателей Бэтмена, внедрение злодеев, что каждый раз возвращаются, дискредитирует Бэтмена в глаза читателя. Однако, редактор Уитни Эллсворт увидел в персонаже потенциал и волевым решением спас его от смерти. В итоге Джокер появился в девяти из двенадцати первых выпусков серии Batman.

На мой взгляд, дело здесь в следующем — ни Билл Фингер, ни Боб Кейн не предполагали, что комиксы о Бэтмене будут выходить десятилетиями, да и, судя по всему, они не особо на это надеялись. Их волновал вопрос «что придумать в следующем номере», как и любого автора. А вот Эллсворт, будучи редактором, мыслил на более длинную перспективу и решил, что в Джокере есть что-то неуловимо притягательное, и неплохо бы использовать его еще раз. В конце концов, такой персонаж пропадает, если убить его в первом выпуске!

Но что конкретно привлекло Уитни в нем? Возможно то, что Джокер по своей природе трикстер. Тот, который «кручу, верчу, обмануть хочу», которых пруд-пруди в мифологии: эталонный пример — это Локи из скандинавских сказаний. Люди страшно любят подобных персонажей, так что, может, дело в этом. Время шло, комиксы продолжали выходить, а враги Бэтмена множиться — Джокер быстро перестал быть единственным «повторяющимся злодеем» и стал одним из многих. Сейчас невозможно сказать, какие настроения царили среди читателей насчет того, кого считать «самым-самым» из врагов Бэтмена, так что не будем гадать. Попытаемся определить примерный временной промежуток, в который Джокер стал самым-главным-злодеем Бэтмена и понять — почему?

Если идти дальше по истории публикаций, можно заметить, как в середине 50-х из-за введения «Комиксного Кода» — цензуры в комиксах, если по-простому — Джокер стал просто забавным негодяям, совершающим абсурдные преступления, никого не убивая и даже не особо калеча. В Detective Comics он вообще перестал появляться с 1953-го по 1963-й годы, затем на пост редактора комиксов о Бэтмене пришел Джулиус Шварц, не особо любивший персонажа, (там еще свою роль сыграл сериал 66-го года, но о нем чуть позже), а с 1969-го по 1973-й годы Джокер вообще не появлялся в комиксах! Казалось бы, его можно хоронить с концами — но не тут-то был.

В 70-х Джокер все-таки вернулся — менее абсурдный и более маниакальный. Правда, в те годы суперзлодеи в целом отошли немного на второй план, а Бэтмен как в старые-добрые времена сражался то с оргпреступностью, то с «преступником месяца». К тому же, после возвращения Джокера дебютировал Раʼс Аль Гул, который, как мне кажется, затмил клоуна по всем фронтам. Тем не менее, о персонаже не забыли. Можно сказать, что уже в те годы он обладал завидной долей популярности и любви как среди читателей, так и среди авторов и редакторов.

В 80-х годах мистер Джей стал чувствовать себя еще более уверенно — навскидку вспоминаем «Смерть в семье», в которой Джокер забил Джейсона Тодда монтировкой, и «Убийственную шутку», которая не нуждается в представлении.

Но не менее уверенно себя чувствовал и Двуликий, который регулярно появлялся в комиксах, а в «Долгом Хэллоуине», наконец, получил внятную историю становления. Не говоря уж об охапке других негодяев, что по своему колориту не уступят Джокеру, вроде Чревовещателя или Макси Зевса.

90-е годы прошли под знаменем Бэйна — тут уж всем пришлось подвинуться, в том числе и Джокеру. Казалось бы, вот он, новый король комиксов и главный злодей Бэтмена — но наступают нулевые и вроде как для всех очевидно то, что Джокер — это Номер Один. Но почему?

Тут настало время отвлечься от комиксов (поскольку, на мой взгляд, корни современной популярности персонажа лежат не только там), и обратиться к другим медиа, в которых Джокер успел отличиться. Возьмем, например, абсурдно-веселый сериал 66-го года и среди вереницы негодяев увидим все того же Джокера. Можно ли считать его главным злодеем этого шоу? Наверное, можно — потому что чем придурковатее вам будет казаться этот сериал, тем более уместен там будет Джокер в исполнении Сезара Ромеро. По его словам, ему «разрешили кривляться, как угодно». В принципе, так и было задумано — продюсеры намеренно уводили все в чистую комедию.

Современные злодеи Бэтмена:

Сразу переходим к первому полнометражному фильму о Бэтмене, и… снова Джокер. Вместо кривляющегося клоуна — жестокий гангстер, который после купания в кислоте решил прибавить внешнего лоска и шика в свою работу. Здесь он тоже шутит и использует клоунский реквизит — но выглядит все гораздо более жестоко и цинично. Почему сценаристы выбрали первым злодеем в первом фильме именно него — ответ на этот вопрос мы, наверное, никогда не узнаем; но я попробую выдвинуть свою версию.

Джокер идеально подходил для кино, поскольку у него не было четко прописанной истории появления, а для комиксов стало хорошей традицией придумывать ему происхождение.

К тому же, тут, скорее всего, сыграл тот факт, что Джокера долгие десятилетия выписывали как маньяка — а им не особо нужна мотивация. Плюс, как мне кажется, из всех злодеев Бэтмена он был чуть ли не наиболее подходящим для полнометражного дебюта — прокуроры с раздвоением личности, главы международных синдикатов убийц, повелители ребусов и прочие колоритные персоны все-таки были слишком «комиксными». А клоун (многие их боятся), который еще и гангстер (классический злодей), что сошел с ума (тут уж никому ничего не надо объяснять) — чем не антагонист для широкой аудитории? И вот тут-то, на рубеже десятилетий, и произошел прорыв Джокера куда-то в космос.

Во-первых, очень удачное воплощение Джеком Николсоном — довольно далекое от оригинала, но все равно впечатляющее (в конце 80-х всем точно было наплевать на «канон-неканон»).

Читайте также:  Быстрые клавиши эксель объединение ячеек

Во-вторых, вспоминаем мега-популярный мультсериал Batman: The Animated Series, в котором титульную роль озвучивал Марк Хэмилл — и если вы не слышали маниакального смеха Люка Скайуокера, вы просто обязаны пересмотреть пару эпизодов шоу в оригинальной озвучке. В том сериале все негодяи были как на подбор — но, как по мне, Хэмилл затмил их всех.

Он сам говорил, как можно использовать смех Джокера, делая его то веселым, то угрожающим, то натурально пугающим.

О главном враге Джокера:

А если мы вспомним еще и комиксы, то в 88-м году вышла уже упомянутая «Убийственная шутка», в которой состоялось чуть ли не самое известное противостояние между Бэтменом и Джокером — и там благодаря таланту Алана Мура клоун блистал на каждой странице. Спустя год — «Лечебница Аркхам», в которой Грант Моррисон на полный штык копнул в психологию клоуна.

За пять лет — минимум четыре великолепных образа в трех разных медиа на три разных аудитории, от читателей комиксов до детей и взрослых, что видели только сериал или фильм (или и то, и другое сразу). Упомянутый выше Бэйн бодро выступил в комиксах, но «Бэтмен и Робин» похоронил его для широкой аудитории. На мой взгляд, именно тогда и закрепился культовый статус Джокера — за счет удачных интерпретаций, которые были еще и такими разными…

И вот мы и подошли к главному достоинству персонажа, благодаря которому он и живет в умах людей столько десятилетий, и за что его любят читатели и авторы (а особенно редакторы и продюсеры) — он очень пластичный и многообразный.

Еще Грант Моррисон, который собаку съел на комиксах о Бэтмене, описывал его бесконечные заезды в Аркхэм и побеги из лечебницы как проявление его «супер-вменяемости». Остановимся на этом поподробнее.

Впервые Моррисон поднял эту тему в упомянутой выше «Лечебнице Аркхэм», в которой вложил в уста психотерапевта следующую мысль: возможно, Джокер лучше всех приспособлен для жизни в конце двадцатого века, поскольку его личность как таковая –набор паттернов и личностей поменьше. Именно поэтому он то психопат, то веселый клоун, то расчетливый и хладнокровный убийца.

В 663-м выпуске Бэтмена Грант развил эту идею: дескать, каждый раз, когда Джокер сбегает из заключения, наружу прорывается новая личность, именно поэтому за прошедшие десятилетия Джокер постоянно менялся.

К чему я веду? К тому, что Джокер обладает чуть ли не уникальной особенностью — про него можно создать практически любую историю, в которой его представят с самой неожиданной стороны, и это все равно будет Джокер. Просто потому, что сама суть персонажа такова, что он свободно меняется, бросаясь из крайности в крайность. Ведь, как уже было упомянуто выше, у него нет четкой личности. Для читателей интерес — каким же Джокер будет в этот раз, для авторов, редакторов, режиссеров и продюсеров — огромное поле для экспериментов, шанс того, что очередную версию встретят в штыки довольно низок. Джокер с оторванной мордой в New 52, три Джокера в Rebirth, хмурый Джокер у Тома Кинга, маниакальный садист в «Dark Prince Charming», весельчак Николсон, анархист Хит Леджер, и даже версия Джареда Лето — и все это один персонаж. Все эти проявления смотрятся уместно, поскольку сам персонаж располагает к многообразию. Возможно, поэтому он так легко вернулся в начале 70-х, и ОʼНил с Адамсом так охотно к нему обратились.

Стоит упомянуть и о том, что Джокер — противоположность Бэтмена. Порядок-хаос, рациональность-безумие. По большому счету, эта тема всерьез начала разрабатываться авторами в течение последних трех десятилетий, что примерно совпадает с приходом Джокера на большие экраны и подлинным ростом его популярности. К тому же, если держать в уме упомянутую выше многополярность его личности, можно прийти к еще одному выводу.

Как мы уже выяснили, Джокера натурально швыряет из стороны в сторону. У Бэтмена же десятки сюжетов и выпусков посвящены тому, как в одном человеке уживаются две личности, что борются друг с другом (что забавно, эта тема тоже начала подниматься в конце 80-х). Подлинный антагонизм Бэтмена и Джокера в том, что клоун давно смирился с тем, кто он, и не противится очередной персоналии, тогда как Бэтмен суть противоречие между Брюсом Уэйном и Темным рыцарем. Первый своей диссоциативной личностью олицетворяет хаос, второй отчаянным стремлением к примирению двух частей своего «Я» — порядок. Пожалуй, именно этот неожиданно вскрывшийся факт неосознанно и притягивает как читателей, так и авторов сильнее углубляться в тему — и в этом кроются ростки того самого «злодея номер один», подкрепленные кино и сериалами.

Можно ли сказать, что и эта популярность в том числе мотивирует авторов комиксов глубже проникать в его психологию, чаще вводя его в повествование? Из этого и следует, что Джокер по сравнению с большинством других персонажей более проработан. Думаю, эта версия имеет право на жизнь — история знает массу примеров, как даже второстепенный герой или злодей в руках талантливого автора расцветает. А Джокеру почти всегда везло с авторами!

Наложите его изменчивую природу, которая позволяет играться с ним как угодно, на взрыв популярности на рубеже 80-90-х вне комиксов благодаря крайне удачным комиксам, сериалам и фильмам, что сделало его еще более привлекательным для авторов комиксов. Это в свою очередь сделало его более привлекательным для киношников и продюсеров мультсериалов и игр, и все дружно начали копать вглубь его образа, из чего родился каноничный антагонизм с Бэтменом…

Джокером может быть и неудавшийся комик, и скромный инженер, и жестокий гангстер. Он может быть веселым, ироничным, маниакальным, жестоким, пугающим или сумасбродным.

Он одинаково комфортно чувствует себя в любых медиа и никому не нужно объяснять, почему он — злодей, и его может принять самая разная аудитория — от хардкорных фанатов комиксов, до людей, что ни разу в жизни их в руках не держали. Как мне кажется, в этом и кроется секрет его заоблачной популярности, и то, почему его в массе своей считают «врагом номер один» для Темного рыцаря.