Eax что это такое

EAX (Environmental Audio Extensions) — технология, разработанная студией Creative Labs. Обладает функциями создания звуковых эффектов окружающей среды. Применяется совместно со студийными звуковыми картами Sound Blaster и Creative NOMAD/Creative Zen. В настоящее время технология EAX имеет версию 5.0, она была представлена в линейке звуковых карт X-Fi, в августе 2005 года.

Технология

Системы аудиопозиционирования имеют возможность управлять местоположением источников звука и слушателя в 3D-пространстве. К примеру, в играх применяется эффект DirectSound3D, который служит для создания отдельных источников звука для каждого объекта в игре. Так, различные звуки (к примеру, выстрелы или шаги) могут звучать в разных местах 3D-мира. Эти звуки, так же как и слушатель, могут перемещаться в пространстве.

Технология EAX улучшает эффект DirectSound3D путем создания виртуального окружающего аудио-мира. EAX эмулирует реверберации и отражения, направляющиеся со всех сторон от слушателя. Данный эффект создает впечатление, что вокруг слушателя существует реальный мир со своими параметрами. Звук описывает все: размеры помещения, свойства стен и прочие тонкости и детали. Разработчики игр могут создавать различные акустические эффекты для различных помещений. Так, пользователь, играющий в EAX-игру, слышит разницу в звуке при переходе, скажем, из помещения в тоннель.

Плюс ко всему, вместе с созданием окружающих эффектов, EAX может изменять параметры и различных источников звука. Если изменяется место расположения источника звука относительно слушателя, изменяются и параметры реверберации.

Технология EAX применена во многих известных современных компьютерных играх (Half-life, Counter-Strike, Grand Theft Auto IV, S.T.A.L.K.E.R., Doom 3). Данные игры поддерживают EAX версии 4.0 и 5.0, если на ПК установлено аудиоустройство с драйвером, поддерживающим OpenAL.

В зависимости от версии EAX, растет и число одновременной аппаратной обработки голосов: чем выше версия, тем это число больше. Так, EAX 1.0 поддерживает до 8 одновременных потоков каналов, а EAX 5.0 — уже 128 потоков + до 4 различных эффектов для каждого.

Версии

Существует множество версий EAX, каждая из последующих получала от разработчиков все больше функциональных возможностей. Рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день версии EAX и их функции, в сравнении с предыдущими версиями:

EAX 1.0

EAX 1.0 применялась в звуковых картах Sound Blaster Live!.

  • Поддержка 8 одновременно звучащих каналов.
  • Поддержка 32 индивидуальных каналов.
  • Аппаратный DSP Rendering.
  • Поддержка изменений мест в игре, а также эффекта реверберации и отражения.
  • Большое количество пресетов.
  • Возможность изменения реверберации окружения с ограниченным функционалом.
  • Возможность автоматического изменения интенсивности реверберации, в зависимости от положения источника звука.

Звуковая сцена в версии EAX 1.0 создается на основе заранее созданных пресетов. В них учитывается дистанция между источниками звука и слушателем. EAX 1.0 обладает огромным набором пресетов. Кроме того, реализована возможность изменения параметров поздней реверберации, а также автоматического изменения уровня, в зависимости от расстояния, за счет чего достигается улучшенное восприятие расстояния до источника.

EAX 2.0

Версия EAX 2.0 во многом повторяет первую, и более того, построена на ее основе. Имеет возможность создавать еще более реалистичные эффекты, благодаря внедрению поддержки преграждения и отражения звука. Кроме того, реализована улучшенная технология определения направления звука. А также:

  • Реверберационная модель получила обновление.
  • Добавлены эффекты звуковых преград и поглощений.
  • Раздельное управление начальными отражениями и поздними реверберациями. Непрерывный контроль размеров помещений. Модернизированная дистанционная модель для автоматического управления реверберациями и начальными отражениями. За основу в этой модели взято местоположение источника звука относительно слушателя.
  • Учет звуковых свойств воздуха, возможность поглощения звука.
  • Для использования эффектов Environmental Audio не нужно описание геометрии помещения.
Читайте также:  Уровень мирового океана карта

EAX 3.0

Версия EAX 3.0, по сути, является расширенной второй. В ней реализован новый уровень реальности, которого удалось достичь благодаря поддержке местных и изолированных отражений. Также реализован "бесшовный" переход между звуковыми сценами.

  • Поддержка 64 индивидуальных каналов.
  • Контроль ранних ревербераций и отражений в каждом источнике звука.
  • Динамический переход между окружающими моделями.
  • Модифицированная дистанционная модель для автоматического управления реверберацией и начальными отражениями, в зависимости от положения источников звука относительно слушателя.
  • Расчеты Ray-Tracing для достижения параметров отражения лучей для каждого источника звука.
  • Отдельные отражения для дальних эхо.
  • Модифицированное дистанционное представление, заменяющее статическую реверберационную модель.

EAX 4.0

Технология EAX 4.0 реализована в звуковых картах Sound Blaster Audigy 2.

  • Эффекты реального времени.
  • Большое количество одновременных окружений.
  • Эффект флэнжер.
  • Эффект эхо.
  • Эффект дисторшн.
  • Эффект кольцевой модуляции.

EAX 5.0

Версия EAX 5.0 представлена в аудиокартах Sound Blaster X-Fi и ASUS ROG Xonar Phoebus.

  • Поддержка 128 индивидуальных каналов + 4 эффекта на каждый.
  • Функция EAX Voice. Возможность обработки входящего сигнала микрофона.
  • Функция EAX PurePath. Увеличение точности определения виртуальных источников звука.
  • Функция Environment FlexiFX (4 слота для эффектов на каждый канал).
  • Функция EAX MacroFX дает реалистичные эффекты на близком расстоянии.
  • Функция Environment Occlusion создает впечатление нахождения объекта за стеной.

Что в будущем?

Спецификация OpenAL 1.1 от компании Creative диктует динамику развития технологии EAX. Согласно этой спецификации, технология считается устаревшей. Новые разработки будут применять интерфейс OpenAL EFX. Он более глубоко интегрирован в среду OpenAL.

Эмуляция EAX

Студия Creative также выпустила специальные драйвера, позволяющие эмулировать технологию EAX. Они применяются в компьютерах, оснащенных встроенной звуковой картой.

Environmental Audio Extensions (EAX) — технология Creative Labs для создания звуковых эффектов окружающей среды, используемая в звуковых картах Sound Blaster и Creative NOMAD/Creative Zen. На данный момент последняя версия EAX 5.0 представлена в семействе звуковых карт X-Fi в августе 2005 года.

Содержание

Технология [ править | править код ]

Системы аудиопозиционирования, вроде DirectSound3D, управляют местоположением в 3D-пространстве игры источников звука и слушателя. Например, игра может использовать DirectSound3D для создания раздельных источников звука для каждого существа в игре, получая, таким образом, звуки выстрелов и голоса в разных местах 3D-мира. Эти звуки, так же как и слушатель, могут перемещаться в пространстве. Разработчики игр могут использовать такие звуковые возможности, как палитра направлений (звук в одном направлении может идти громче, чем в другом), эффект Доплера (высота звука зависит от скорости перемещения его источника относительно слушателя).

EAX улучшает DirectSound3D созданием виртуального окружающего аудио мира вокруг источников звука и слушателя. Эта технология эмулирует реверберации и отражения, идущие со всех сторон от слушателя. Эти эффекты создают впечатление, что вокруг слушателя существует реальный мир со своими параметрами, как то: размер помещения, отражающие и поглощающие свойства стен и другие. Программисты игр могут создавать различные акустические эффекты для разных помещений. Таким образом, игрок, который играет в EAX-игру, может слышать разницу в звуке при переходе из коридора в пещеру.

В дополнение к созданию окружающих эффектов, EAX 1.0 может изменять параметры различных источников звука. При изменении местоположения источника звука относительно слушателя автоматически изменяются параметры реверберации.

EAX используется во многих популярных компьютерных играх, в том числе Half-life, Counter-Strike, Grand Theft Auto San Andreas, Grand Theft Auto IV, S.T.A.L.K.E.R., Doom 3 и многих других. Эти игры поддерживают EAX версий 4.0 и 5.0, если на компьютере установлено аудиоустройство, драйвер которого поддерживает OpenAL. Поскольку аппаратное ускорение DirectSound и DirectSound3D больше не поддерживается в Windows Vista [1] , технология OpenAL, очевидно, наберёт популярность среди разработчиков, которые хотели бы использовать EAX в своих играх.

Большинство выпусков версий EAX совмещается с ростом числа одновременной аппаратной обработки голосов аудиопроцессором: EAX 1.0 поддерживает 8 одновременно звучащих голосовых потоков (каналов), в то время как EAX 5.0 допускает 128 голосов (и до 4 эффектов, применяемых для каждого).

Читайте также:  Hewlett packardhp laserjet 1000 драйвер windows 7

Версии EAX [ править | править код ]

EAX имеет много итераций при разработке, каждая из которых добавляла всё больше функций. Ниже приведён обзор имеющихся в настоящее время версий EAX и их функции по отношению к предыдущей версии.

EAX 1.0 [ править | править код ]

EAX 1.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Live!.

  • Аппаратная поддержка 8 одновременно звучащих каналов.
  • Аппаратная поддержка 32 индивидуальных каналов.
  • Аппаратный DSP Rendering.
  • Поддерживает изменение места в игре реверберации и отражений.
  • Имеет большое количество пресетов.
  • Позволяет (ограниченно) изменять реверберацию окружения.
  • Позволяет автоматически изменять интенсивность реверберации, в зависимости от положения источника звука относительно слушателя.

EAX 1.0 строит звуковую сцену на основе заранее созданных пресетов, учитывая дистанцию между источниками звука и слушателем. Соответственно, EAX 1.0 предоставляет большой набор пресетов «на все случаи жизни». Также имеется возможность изменять параметры поздней реверберации (дэмпинг, уровень) и автоматическое изменение уровня в зависимости от расстояния. Благодаря этому происходит улучшенное восприятие расстояния до источника.

EAX 2.0 [ править | править код ]

  • Обновлена реверберационная модель.
  • Добавлены эффекты звуковых преград (Obstructions) и поглощений (Occlusions).
  • Отдельное управление начальными отражениями и поздними реверберациями. Непрерывный контроль размеров помещений. Улучшенная дистанционная модель для автоматического управления реверберациями и начальными отражениями, основанными на местоположении источника звука относительно слушателя.
  • Возможность учитывать звуковые свойства воздуха (поглощение звука).
  • Теперь для использования эффектов Environmental Audio не требуется описание геометрии помещения.

EAX 2.0 построен на возможностях первой версии и создаёт ещё более реалистичные эффекты за счёт поддержки преграждения и отражения звука, а также на улучшенной технологии определения направления звука.

EAX 3.0 [ править | править код ]

  • Аппаратная поддержка 64 индивидуальных каналов.
  • Контроль за ранними реверберациями и отражениями для каждого источника звука.
  • Динамический переход между окружающими моделями.
  • Улучшенная дистанционная модель для автоматического управления реверберацией и начальными отражениями в зависимости от положения источников звука относительно слушателя.
  • Расчёты Ray-Tracing (отражение лучей) для получения параметров отражения для каждого источника звука.
  • Отдельные отражения для дальних эхо.
  • Улучшенное дистанционное представление, призванное заменить статические реверберационные модели.

EAX 3.0 совмещает вторую версию с более мощными возможностями. Новый уровень реализма достигается за счёт поддержки местных отражений, изолированных отражений, «бесшовных» переходов между звуковыми сценами и другими особенностями.

EAX 4.0 [ править | править код ]

EAX 4.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster Audigy 2.

  • Аппаратные эффекты реального времени
  • Множество одновременных окружений
  • Flange (Флэнжер)
  • Echo (Эхо)
  • Distortion (Дисторшн)
  • Ring modulation effects (Эффект кольцевой модуляции)

EAX 5.0 [ править | править код ]

EAX 5.0 представлен в звуковых картах Sound Blaster X-Fi и ASUS ROG Xonar Phoebus.

  • Аппаратная поддержка 128 индивидуальных каналов по 4 эффекта на каждый канал.
  • EAX Voice (обработка входящего сигнала микрофона).
  • EAX PurePath (повышение точности позиционирования виртуальных источников звука).
  • Environment FlexiFX (4 слота для эффектов на каждый канал).
  • EAX MacroFX (реалистичные эффекты позиционирования на близком расстоянии).
  • Environment Occlusion (эффект создаёт впечатление, что источник звука находится в другом месте, за стеной).

Будущее [ править | править код ]

Согласно спецификации OpenAL 1.1 компании Creative, EAX должен считаться устаревшим. Новые разработки должны использовать интерфейс OpenAL EFX, который более плотно интегрирован со всей средой OpenAL.

Эмуляция EAX [ править | править код ]

В дополнение к аппаратным устройствам, Creative выпустила драйвера эмуляции EAX для компьютеров со встроенной звуковой картой.

Различия заключаются в комплекте поставки программного обеспечения. Sound Blaster Audigy ADVANCED MB включает Creative Audio Center, Creative MediaSource 5 Проигрыватель/Органайзер, Creative WaveStudio 7, Creative ALchemy; Sound Blaster X-Fi MB включает «Консоль развлечений» (англ. Entertainment Console ), Creative Karaoke Player, Creative MediaSource 5 Player/Organizer, Creative WaveStudio 7, Creative Audio Console, Creative ALchemy.

Sound Blaster Audigy ADVANCED MB [ править | править код ]

Также известен как Sound Blaster Audigy ADVANCED MB, он похож на Audigy 2 SE, а программное обеспечение поддерживает EAX 3.0, который поддерживает 64-канальные программные таблицы волн с DirectSound ускорением, но без аппаратного ускорения синтеза таблицы волн. ЦАП оценен как 95дБ по отношению сигнал/шум.

Читайте также:  Bq 5059 strike power black brushed

Он доступен как встроенная опция для ноутбуков Dell Inspiron, Studio and XPS.

Последняя версия драйверов поддерживает EAX 4.0.

Sound Blaster X-Fi MB [ править | править код ]

  • Поддержка EAX 4.0 и OpenAL
  • Кристаллизатор
  • CMSS-3D
  • SVM
  • Графический эквалайзер
  • Creative ALchemy (только Windows Vista, дает возможность использовать EAX в Vista)
  • Console Launcher (Entertainment Mode)
  • Audio Console
  • Karaoke Player
  • Creative WaveStudio
  • Creative MediaSource

В отличие от своего предшественника, Audigy Advanced MB, X-Fi MB не включает в себя программный синтезатор SoundFont. Другое отличие состоит в том, что она имеет возможность участвовать в 30-дневном испытательном режиме.

Версии аудиоплееров [ править | править код ]

Аналоги технологии EAX также присутствуют в некоторых цифровых аудиоплеерах от Creative. Например, в сериях Creative NOMAD и Creative Zen. В этих устройствах реализованы следующие эффекты и функции:

  • Реверберация
  • Speed-shifting (медленный или быстрый)
  • Адаптация к окружающей среде (поезд, самолет, общественные места и т. д.)
  • Звук изображения (широкий, узкий и т. д.)
  • Простой графический эквалайзер

Аббревиатура ЕАХ расшифровывается как Environmental Audio Extensions — это API для создания звучания окружающей среды.

Технология была разработана компанией Creative Labs для звуковых карт Sound Blaster, но на сегодняшний день востребована и сторонними производителями.

Суть технологии кроется в детальном воспроизведении звуковых эффектов окружающей среды.
Цель EAX в играх создавать ощущение реальности происходящего действия в игре с помощью звука.
В основном за счет системы аудиопозиционирования, вроде DirectSound3D (DS3D).

Очевидно, что поддержка ЕАХ является обязательным атрибутом игровых звуковых карт.
Интерфейс автоматически подстраивает индивидуальные параметры источников реверберации, когда каждый источник звука изменяет свое местоположение в пространстве, т.е. расстояние до слушателя изменяется.

На сегодняшний день актуальна пятая версия данной технологии.

ASIO (Audio Stream Input/Output, ввод/вывод потоковых аудиоданных) — протокол передачи данных с малой задержкой, разработанный компанией Steinberg.

Суть технологии в том, чтобы при передаче аудиопотока обеспечить низкие уровни задержки и высокую точность звучания.
Поддержка звуковыми картами протокола ASIO означает, что устройство рассчитано скорее на профессиональных музыкантов и меломанов.

Если у Вас подключен микрофон или миди клавиатура к компьютеру ASIO драйвер Вам необходим.
Эта технология позволяет работать в режиме реального времени сидя у себя дома, а не где-то в студии.

Дело в том что встроенная в среду Windows технология Microsoft DirectSound не позволяет достичь желаемого эффекта, так как микшерное ядро дает ощутимую задержку, которую можно услышать при записывании вокала через микрофон.
Задержка не сильно большая, примерно пол секунды, но сбивает конкретно.

В итоге, если звуковая плата оснащена поддержкой ЕАХ и ASIO, можно говорить, что перед нами универсальный звуковой девайс, который может удовлетворить потребности как геймера, так и меломана.

Cherry улучшила механические переключатели клавиатуры

Компания Cherry, известная как поставщик механических переключателей для клавиатур, улучшила популярные модели серии MX: Red, Brown, Black и Speed.

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.1.1

Первый январский 2020 г. набор графических драйверов Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.1.1 содержит оптимизации для игры Monster Hunter World: Iceborne и исправляет почти три десятка ошибок, выявленных в предшествующих релизах.

Google продолжит поддержку браузера Chrome для Windows 7

Многие пользователи, особенно корпоративные, не спешат отказываться от Windows 7, хотя расширенная поддержка Windows 7 для обычных пользователей завершается 14 января 2020 года.

Технология E Ink Print Color для цветных электронных книг

Компания E Ink разработала новую технологию электрофоретических экранов — Print Color.

Телевизоры Samsung получат сертификат 8KA

Модели линейки Samsung QLED 8K станут одними из первых устройств, которые в 2020 году будут сертифицированы Ассоциацией 8K (8K Association, 8KA) и получат соответствующий логотип.