Есть ли в пассажирских самолетах парашюты

Каждый, кто хотя бы раз пользовался воздушным транспортом, наверняка задавал себе вопрос о том, почему пассажирам самолета не выдают парашюты. Согласитесь, довольно странно, что перед началом полета стюардесса обязательно проводит инструктаж по правилам безопасности в полете, рассказывает о том, как пользоваться кислородной маской, где она лежит и как ее достать. Кроме того, вам расскажут, где находится спасательный жилет, и как его надевать. Но никто и не упомянет о том, как правильно надевать парашют и где находится аварийный выход. Как же так? Почему в пассажирских самолетах нет парашютов? Спасательные жилеты есть, а парашюта нет!

Парашют в самолете лишний?

Прежде всего принято считать, что пассажирский самолет — машина сверхпрочная и сверхнадежная. По статистике крушение воздушного транспорта происходит всего лишь в 1 случае из 20 миллионов перелетов, в то время как автомобильные аварии имеют счет 1 к 9200. Это и является одним из главных ответов на вопрос о том, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров. Кроме того, существует и достаточное количество более конкретных и аргументированных возражений. Оснований для этого несколько, и они, безусловно, ясны тем, кто хоть когда-нибудь прыгал с парашютом или чисто теоретически знаком с механикой процесса.

Первая причина того, почему в самолетах нет парашютов для пассажиров

По статистике более 60% крушений авиатранспорта происходит при посадке, взлете или наборе высоты — то есть на предельно малых высотах, когда парашют вообще бесполезен — он просто не успеет раскрыться, и вы «шлепнетесь» о землю вместе со спасительным рюкзаком. «Но ведь остальные 40% приходятся на аварии в воздухе, — скажете вы. — Так почему не дают парашюты в самолетах? Ведь это могло бы спасти хоть несколько жизней». Тут вступают в действие другие аргументы.

Причина вторая

Скажите честно, сколько раз в жизни вы надевали парашют? Вероятнее всего, большинство ответит — ни разу. Это и есть еще одна причина — почему в самолетах нет парашютов. Дело в том, что среднестатистический пассажир просто неспособен с первого или даже со второго раза правильно надеть и закрепить парашют, тем более в условиях паники и нервозности. Причем если это утверждение верно для здоровых людей, крепких физически и морально, то что уж тут говорить о детях, пенсионерах, инвалидах или просто о пассажирах, легко поддающихся панике? Освоить такой «трюк» им не под силу априори.

Третий аргумент: почему в самолетах нет парашютов

Даже если предположить, что самолет не взлетит до тех пор, пока каждый пассажир не научится правильно пользоваться парашютом, ну, например, продавать билеты станут только тем, кто прошел специальные курсы, пришлось бы основательно переделать конструкцию многих воздушных суден.

Дело в том, что выпрыгнуть из самолета можно только из его задней, хвостовой части. В противном случае вы рискуете «шмякнуться» о крыло или попасть в двигатели, где человека моментально перекрутит в мелкую «лапшу». Конструкция же подавляющего большинства воздушных суден предусматривает довольно узкие проходы и недостаточное количество дверей для моментальной эвакуации большого количества пассажиров. Это является еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов. Несложно представить, какая давка начнется в салоне падающего самолета. Кроме того, самолет падает очень быстро, и подавляющее число пассажиров просто не успеет добраться к выходам.

Четвертый довод

Все же предположим, что парашют вы надевать умеете, и у аварийного выхода оказались первым. Теперь вы точно спасетесь, правда? Нет, не все так просто, и тут мы подходим к основному аргументу в вопросе о том, почему в самолетах не выдают парашюты. Дело в том, что «крейсерская» скорость самолета на эшелоне, то есть на такой высоте, где он летит в обычном режиме, составляет 800–900 км/ч, а максимальная скорость, которую способен выдержать парашютист без специального костюма или кресла, равна 400–500 км/ч. Проще говоря, вас просто «размажет» потоком воздуха, но и это еще не все.

Читайте также:  Решение уравнений алгоритм евклида

Пятый аргумент

Одной из основных причин, почему в пассажирских самолетах нет парашютов, является высота полета.

Максимальная высота, на которой человек может спокойно дышать без применения спецсредств в виде, например, кислородных баллонов, составляет 4 тыс. км, высота же полета на эшелоне составляет 8–10 тысяч километров. Это значит, что даже если вам удастся благополучно выпрыгнуть из падающего самолета, то дышать будет практически нечем, конечно, ежели вы предусмотрительно не захватили с собой кислородный баллон.

Еще одной причиной того, почему в самолетах нет парашютов, является температура за бортом. На той высоте, где обычно летают пассажирские самолеты, температура воздуха в любое время года составляет минус 50-60˚С, а это предполагает, что человек, оказавшийся там без специальных средств защиты, в считаные секунды отморозит себе все, что только можно, а то и вовсе замерзнет насмерть.

Причина шестая

Еще одной из причин того, почему в самолетах не выдают парашюты, является то, что во время полета салон, как известно герметичен. На той высоте, где летают пассажирские лайнеры, из-за разности давления внутри и снаружи открыть дверь самолета практически нереально. Однако предположим, что в результате аварии произошла разгерметизация — если это случилось на высоте 10 тысяч км, то все пассажиры потеряют сознание или даже умрут на протяжении 30 секунд. Маловероятно, что в течение этого ничтожно малого времени кто-то успеет надеть кислородную маску, парашют и добраться к выходу.

Но даже если предположить, будто вы имеете нереально сильного ангела-хранителя и все вышеперечисленные причины вас не коснулись, представьте, что вас ждет внизу: тайга, пустыня, ледяной бескрайний океан или просто хоздвор какого-нибудь тракторного завода. Проще говоря, шанс на то, что вы приземлитесь, ничего себе не переломав, и в том месте, где вас максимально быстро найдут люди, способные оказать первую медицинскую помощь, ничтожно мал. Так что применение парашютов в пассажирских самолетах просто нецелесообразно.

Сколько будет стоить этот малюсенький шанс

Тем не менее, особо упорные аэрофобы все равно не перестают вопрошать: «Почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах?».

С технической стороной процесса мы уже немного разобрались, теперь давайте поговорим об экономической составляющей. Предположим, что весь мир проникся привычкой надеяться на «авось», и все самолеты стали оснащать парашютами. Считаем:

  • Каждый парашют весит примерно от 5 до 15 кг, все зависит от модели и веса, который он способен поднять. Это значит, что самолет сможет принять на борт на 15–20% меньше пассажиров — вместо них полетят парашюты. Денежный эквивалент этих самых процентов будет перераспределен в цену оставшихся билетов, компания ведь не может уступить свою прибыль.
  • Кроме того, в билеты будет заложена стоимость и самих парашютов, точнее, их аренда. Это связано с тем, что их прежде всего нужно закупить и периодически менять (у парашютов тоже есть срок годности).
  • Следующая строка расходов — это техосмотр и укладка. Перед каждым вылетом пришлось бы проверять годность и исправность каждого парашюта, кроме того, многие модели требуют переукладки даже в том случае, когда ими не пользовались (раз в месяц или полгода). Для этого авиакомпаниям придется содержать целый штат обслуживающего персонала, зарплата которых тоже будет заложена в цену билетов.

Таким образом, цена билета на обычный рейс взлетает настолько, что, скорее всего, найдется мало желающих его приобрести. Ну согласитесь, кто захочет полететь из Москвы, например, в Симферополь за 100–150 тыс. рублей?

А как же система катапультирования?

Итак, почему не выдают парашюты в пассажирских самолетах, мы, кажется, разобрались, но ведь можно же оснастить системой катапультирования каждое кресло, как в истребителях. Или нет? Давайте разбираться.

Системы спасения, установленные в истребителях, представляют собой целый спасательный комплекс, состоящий из кресла, кислородной и парашютной системы и специального механизма защиты пилота от набегающего потока воздуха. Весь этот комплекс в совокупности весит примерно 500 кг. Таким образом, если обычно ТУ-154 может принять на борт 180 пассажиров, с применением системы катапультирования их число сократится приблизительно до 15. Представляете, сколько будет стоить билет, ведь количество керосина, которое «съедает» самолет. не зависит от качества груза — другими словами, самолету все равно, катапульты он везет или людей.

Кроме того, чтобы воспользоваться системой катапультирования, пассажирам пришлось бы все время полета находиться в специальных костюмах, шлемах, туго пристегнутыми к креслу — малоприятная перспектива. И потом, каждое кресло должно представлять собой отдельную герметичную капсулу, иначе при «отстреле» одного кресла, все остальные были бы повреждены взрывом пиропатрона. Короче говоря, пришлось бы сконструировать абсолютно новое транспортное средство, способное обеспечить все вышеперечисленные условия.

Читайте также:  Замок blockido c1 отзывы

Современные лайнеры в целях безопасности оборудованы спасательными средствами для пассажиров: кислородными масками, если вдруг в салоне возникнет задымление или разгерметизация, и спасательными жилетами при аварийной посадке на воду. А вот парашютов в самолетах нет ни у пассажиров, ни у экипажей. Все дело в том, что это попросту нецелесообразно и экономически невыгодно. Почему? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Каковы шансы попасть в авиакатастрофу

Согласно статистике, шансы погибнуть на борту самолета в результате авиакатастрофы составляют 1 к 11000000. Вдвое выше вероятность погибнуть в результате ДТП. Не зря самолеты считаются одним из самых безопасных видов пассажирского транспорта. Даже шансы, что в вас попадет молния или обрушится крыша дома, в несколько раз выше.

Мало того, над повышением надежности самолетов неустанно работают авиаконструкторы. Обновляются системы безопасности, устанавливаются дублирующие системы, корректируются инструкции для экипажей в случае наступлении экстренной ситуации. Перед вылетом все приборы и системы самолета проходят тщательный досмотр, чтобы еще больше снизить вероятность возникновения проблем во время полета.

Поможет ли парашют пассажирам?

Существует целый ряд причин, по которым парашюты в пассажирском самолете будут попросту бесполезны. Вот некоторые из них:

Высота полета

В основном аварии случаются в тот момент, когда самолет находится на небольшой высоте: во время взлета или посадки. В таком случае парашют не поможет, ведь он попросту не успеет раскрыться.

Температура за бортом

Конечно, есть вероятность, что ЧП произойдет, когда самолет уже набрал высоту в несколько тысяч метров. И, с одной стороны, именно здесь бы пригодился парашют. С другой, — на высоте более 4 километров воздух сильно разрежен, так что дышать будет попросту нечем. Кроме того, помните стандартное сообщение от командира корабля: «Наш самолет набрал высоту, температура за бортом минус 50 градусов». Да, за бортом очень холодно. Выдержать такие условия без кислородного баллона и специального костюма просто нереально.

Скорость

Еще одна причина, по которой не имеет смысла оборудовать пассажирские самолеты этими спасательными средствами, — скорость, с которой летит самолет. Рекомендуемая скорость для прыжка с парашютом составляет порядка 400 км/ч. А пассажирские лайнеры летят со скоростью вдвое большей: 800-900 км/ч. Да, взлет и посадка самолета происходит на меньших скоростях: всего 220-270 км/ч. Но здесь мы снова возвращаемся к первому стоп-фактору – высоте полета.

Конструкция самолета

Другая причина заключается в конструкции самого лайнера. Дело в том, что более безопасно выпрыгнуть из самолета без риска попасть в двигатель или удариться о крылья или фюзеляж, можно только из хвоста самолета. Поэтому быстро эвакуировать всех пассажиров через хвостовую часть – нереальная задача.

Кроме того, салон самолета во время полета герметичен. Так что открыть аварийные выходы в этот момент почти нереально. Но даже если удастся это сделать, многие пассажиры попросту не переживут нехватку кислорода, колоссальные перепады давления и температур.

Неопытность пассажиров

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Если да – то вы представляете, как непросто натянуть на себя и правильно закрепить 15-килограммовый груз за спиной. Особенно, если это нужно сделать в критический момент. Здесь обычный 10-минутный инструктаж будет бесполезен, а тратить несколько часов на обучение всех пассажиров у авиакомпаний нет возможности.

Почему в самолетах нет парашютов?

Помимо вышеперечисленных есть и другие факторы, по которым самолеты не могут быть оборудованы данными видами спасательных средств.

Экономический аспект

Если авиакомпании оборудуют самолеты парашютами, то о дешевых авиабилетах путешественникам придется лишь мечтать. Во-первых, такие средства стоят очень дорого: от 700-1000 долларов за штуку. Помножим на количество пассажиров и получим затраты в несколько сотен тысяч долларов только на их закупку. Второй аспект – парашютам требуется постоянный техосмотр и периодическая переукладка. А для этого придется нанимать отельный штат специалистов. И, наконец, у любого парашюта есть срок годности и даже если он просто лежит, через несколько лет его придется менять. Все эти расходы лягут на плечи пассажиров.

Сколько будет весить самолет с парашютами

Вес спасательного парашюта в полной комплектации – около 15 килограмм. Если самолет рассчитан на 200 пассажиров, то вес самолета, укомплектованного спасательными средствами, возрастает на три тонны. Таким образом, авиакомпаниям придется либо снижать вместимость судна (на несколько десятков человек), либо в разы уменьшать нормативы провоза багажа пассажиров. А это опять же скажется на стоимости авиабилетов.

Читайте также:  Распайка моно джек на xlr

Кроме того, возникает вопрос: где размещать парашюты в салоне самолета? Если разместить их под сиденьями, то у пассажиров попросту не останется места для ног. Если на багажных полках над креслами – тогда некуда будет складывать ручную кладь.

Можно ли взять с собой парашют?

Теоретически да. Но на практике воспользоваться им вы все равно не сможете по вышеуказанным причинам. Кроме того, вес и габариты парашюта никак не подходят под параметры допустимой ручной клади, так что он попросту отправится в багажное отделение.

Резюмируя все вышесказанное: причин, по которым оборудовать самолеты парашютами не имеет смысла, довольно много. Во-первых, оборудование лайнера такими спасательными средствами – очень дорогое удовольствие, что неизбежно скажется на стоимости перевозок. Во-вторых, взлетная масса любого самолета ограничена: чтобы взять на борт парашюты, нужно будет отказаться от провоза багажа пассажиров. И, наконец, при наступлении чрезвычайной ситуации парашют вряд ли спасет пассажира как минимум потому, что выпрыгнуть из летящего на огромной высоте и с большой скоростью самолета, мягко говоря, — более чем опасное занятие.

Не все, кто совершал авиапутешествия знают, что в самолетах нет парашютов для пассажиров. Это связано с общей нерациональностью их использования, которая возникает не просто так. На это влияют несколько факторов.

Причины

В международной авиации существуют правила, согласно которым в пассажирских самолетах не предусмотрены такие спасательные приборы, поскольку это не решает проблемы, а только создает новые.]

Высота

Первая причина касается того, что в основном аварии случаются при взлете и при посадке авиалайнера. В обоих случаях высота слишком низкая, при которой парашюту просто негде раскрыться. Поэтому его наличие мало чем поможет.

А на большой высоте, даже если и остается возможность раскрыть парашют, то возникают проблемы атмосферы — избыточно разреженный воздух и очень низкая температура. Без специального костюма выдержать такую нагрузку невозможно.

Неопытность

Мало людей в своей жизни прыгали с парашютом, а перед прыжками всегда проводится инструктаж. Поэтому далеко не каждый сможет правильно надеть и раскрыть его. Тратить время на обучение пассажиров перед полетом у авиакомпаний нет возможности.

Грузоподъемность

У каждой модели этот показатель разный, минимальный составляет от 6 тонн. Падение самолета становится вероятнее, если превышена отметка допустимого груза или если она находится на критическом уровне.

Один парашют может весить до десяти килограмм. Их общий вес будет негативно сказываться на грузоподъемности самолета, а чтобы не превышать допустимые рамки придется сокращать количество пассажирских мест и нормы провоза багажа. Кроме того, каждый раз нужно высчитывать, сколько таких спасательных устройств нужно взять на борт.

Скорость самолета

Воздушное судно всегда летит на высокой скорости, что в случае прыжков с парашютом из пассажирских самолетов создает несколько проблем:

  • Первая заключается в том, что прыгать нужно именно из хвостового отсека, чтобы не удариться о крыло или не попасть в двигатель. А дверей в самолете мало, проходы узкие. Скорость падения лайнера слишком высокая, за такое время многие просто не успеют добраться к выходу. Еще в случае аварии большинство пассажиров впадет в панику и начнется давка. К тому же придется открыть двери, что нарушит герметизацию салона.
  • Вторая касается отсутствия необходимой физической подготовки. Поэтому пожилые люди и дети, скорее всего, не сумеют выпрыгнуть совсем.

Также все из-за того же дополнительного веса замедляется скорость авиалайнера.

Паника

Многие начинают паниковать, как только понимают, что наступила экстренная ситуация. Таких пассажиров не всегда удается успокоить, в этом состоянии они не способны действовать по указаниям бортпроводников. А использование парашютов требует организованности. Они не универсальны и каждому нужно подбирать подходящий для себя. Для детей и инвалидов с колясками сделать это очень сложно.

По статистике, при объявлении аварийной ситуации паника на борту неизбежна, поэтому хранение и применение парашютов бессмысленно.

Парашюты для экипажа

Такое спасательное снаряжение не выдается не только пассажирам, в гражданских самолетах оно не предусмотрено и для пилотов. Это связано с психологией человека — когда пилот поймет, что у него есть шанс спастись, он выберет себя и пренебрежет своими обязанностями сделать все возможное для спасения самолета.

Это ключевые причины того, почему на пассажирских бортах не бывает парашютов. Экипаж и пассажиры об этом всегда осведомлены. А на современных воздушных суднах применяются другие меры безопасности.