Fallout 4 рейтинг игры

Разработчик: Bethesda Game Studios

Издатель: Bethesda Softworks

Локализация: Субтитры на русском

Дата выхода: 10 ноября 2015 года

Описание

Fallout 4 — это прямое продолжение третьей части легендарной серии, которая теперь разрабатывается под руководством Bethesda Softworks.

Вы вновь окажитесь в пустошах пост-апокалиптического мира, после разрушительной ядерной войны, но в другой части земли(в городе Бостон) и с новым персонажем в главной роли, который поведает свою историю. Вас ждет еще более захватывающая история, еще более обширный открытый мир населенный людьми, мутантами, роботами и мародерами, и еще более увлекательное приключение, которое запомнится вам на долго!

Видеообзоры Fallout 4 (0)

Обзоры и оценки прессы на игру Fallout 4 (13)

Чуть ли не самое главное нововведение в Fallout 4 состоит в том, что игра в целом избавилась от некоторой инертности. Это по-прежнему никакой не шутер, но разработчики починили стрельбу и довели ее до того уровня, когда вы можете сражаться без использования V.A.T.S. (своеобразная «активная пауза», которая замедляет ход времени и позволяет выбрать. ), и испытывать при этом сатисфакцию, близкую к той, что ведрами выливают на вас исключительно шутеры.

Можно сколько угодно кричать о похожести Fallout 4 на TES. Нельзя поспорить с тем, что игры Black Isle Studios могла сделать только сама Black Isle Studios. Как и нельзя поспорить с тем, что в Fallout 4 был вложен колоссальный труд. Да, Bethesda создала RPG на свой манер, в соответствии со своим видением жанра. Но создала качественно, и, несмотря на некоторые недостатки, четвёртая часть получилась намного более атмосферной и цельной, чем третья.

Fallout 4 был, пожалуй, одним из самых ожидаемых релизов этой осени. Bethesda обещала нам действительно безграничные возможности, параллельно демонстрируя аляповатые скриншоты. Новый Fallout изо всех сил пытается доказать, что и в контексте постапокалипсиса все механики, использованные в Skyrim и его дополнениях, будут смотреться вполне удачно. В принципе, так и получилось: Bethesda сделала песочницу, которая по размерам и ощущению свободы очень напоминает приключение Довакина

За счёт своего мира, духа исследования, особой атмосферы и хорошего сценария Fallout 4 получилась очень большой и очень удачной ролевой игрой. А благодаря интересным напарникам, не лишённым человеческих чёрт злодеям, непростым выборам и множеству причин для сбора и соединения воедино реликвий прошлого я почти уверен, что обязательно буду возвращаться в этот мир. Даже технические проблемы, всплывающие то здесь, то там, не в состоянии подкосить этого колосса

Fallout 4 – это игра, от которой действительно сложно оторваться. Очевидная эволюция третьей части — с серьезным исследовательским элементом, огромным миром с массой секретов и неожиданных открытий, интересным сюжетом и отличными квестами, что вместе с глубокой системой настройки персонажа и возможностью создавать не только предметы, но и целые поселения не оставят никого равнодушным.

Для главного героя Fallout 4 двести лет пролетели, как секунда. Мы роскошью криосна не располагали, а потому ожидание игры растянулось на целую вечность. Спустя неделю исследования постъядерного Бостона и окрестностей можем с уверенностью сказать: собака и возведение хибар — далеко не самое интересное, что есть в новой работе Bethesda Game Studios

Fallout 4 — именно то, что мы и ожидали от прямого сиквела Fallout 3. Он больше и разнообразнее, чем его предшественник и от него чертовски трудно оторваться. Отличное и самое главное, увлекательное приключение, в которое невозможно не влюбиться после первого знакомства. Да, у него есть свои очевидные недостатки, однако, общее качество и сотни часов захватывающего игрового процесса с лёгкостью затмевают все огрехи.

Писать про Fallout 4 можно бесконечно. Играя в другие игры с открытым миром, нащупать «ногами дно» можно довольно быстро, но в случае с Fallout 4 все иначе: в игру можно уйти с головой и с ручками, но при этом продолжать погружаться в эти бесконечные возможности падшей цивилизации. И это очень круто!

Выпустив в 2009 году Fallout: New Vegas, студия Obsidian Entertainment наглядно показала всему миру «тот самый Fallout», и даже перевоплощение игры из пошаговой RPG в шутер от первого лица совсем ей не помешало. Недолго пробыв в руках своих праотцев, серия Fallout вновь вернулась к Bethesda. И Bethesda сделала то, что умеет лучше всего — еще одну игру про подземелья, хоть и в постапокалиптическом сеттинге.

Fallout 4 будто затрудняется решить, что для нее действительно важно, и поэтому пытается изобразить попросту все: и линейный экшен, и ролевую «песочницу», и симулятор жизни, и строительство как в Rust или Minecraft. В итоге вышло так, что у игры достаточно изъянов, но по полноте охвата с ней мало кто сможет сравниться. Кем бы вы ни были, в конце концов вы в ней что-нибудь да найдете.

Fallout 4 — это типичный долгострой со всеми плюсами и минусами этого определения, который должен был выйти еще несколько лет назад, поскольку в техническом плане это полностью паст-ген проект. Также трудно понять, чем мотивировались разработчики, когда вносили изменения в игровой процесс, поскольку Fallout 4 более не RPG, а шутер со всеми вытекающими.

Fallout 4 — здесь ты можешь быть кем угодно. Трусом или героем. Тихим крафтером, большую часть времени проводящим за выращиванием арбузов и ползаньем по помойкам, или облаченным в силовую броню «танком», охотящимся за мутантами. Выбирать тебе. Fallout 4 — хорошая игра, но застрявшая где-то в районе 2008-2010 годов. И если вы не ярый фанат, то вы вряд ли поймете, зачем вам тратить на это время.

Новый Fallout вышел неплохой песочницей, кою с лучшей стороны дополняет новая механика крафта, модернизация оружия и интересные нововведения. Но как часть серии и ролевая игра в жанре RPG — она проигрывает абсолютно по всем статьям, поголовно. Линейность и мрак квестов, изуродование старой ролевой механики, практически полное отсутствие атмосферы, самая простая сложность и отталкивающая оптимизация

Оценки и отзывы игроков Fallout 4 (21)

Отзыв добавлен: 21 января 2016

Можно сразу отметить, что игра явно отличается от F3 и FNV, к сожалению, не в лучшую сторону и, к сожалению, по геймплею. Несмотря на тот факт, что сначала казалось, что игра — настоящая бомба. Через несколько дней игры осознаешь монотонность игры и понимаешь, что должно будет произойти в следующей миссии (пойти и зачистить помещение или локацию). Скуку, которую навевает игра после того, как Вы с ней познакомились можно немного уменьшить, изменив уровень сложности на более высокий, но совсем избавиться от повторения от миссии к миссии одного и того же сценария (предсказуемой линейности) невозможно. Игра однозначно подойдёт поклонникам серии, но для таких игроков как я (…а я преданный игрок хороших игр, но не поклонник) запала хватит, только чтобы пройти игру до конца и скорее всего по одному из самых коротких сценариев. Радует в игре система развития персонажа и поэтому за опыт порубиться в игрушке можно.

Отзыв добавлен: 30 января 2016

Являюсь большим фанатом серии, до сих пор стабильно раз в год прохожу 1-2 части. Когда Bethesda адаптировала Fallout под ролевую систему и механику Oblivion был приятно удивлён. Но вот тем самым «старым добрым фаллаутом» не пахло. New Vegas был очень даже вполне себе, по началу. Но чем больше играл тем скучнее становилось. Но затем порадовали DLC. Fallout 4 была наверное единственной игрой (кроме HF3) которую я ждал, ждал и надеялся.Очень активно приходилось игнорировать трейлеры и новости по теме. И вот наконец она вышла. Играть в неё сразу не стал, на что потребовались значительные усилия воли, ждал первого патча. Установил, начал играть и….и ничего не понял. Да, вроде интересно, да вроде прикольно. О и оружие кастомное. Но чё-то как-то не особо затягивает, подумалось мне. И я был в растерянности. Игра не разочаровала, но и не взорвала. А ПОТОМ КАК ВЗОРВАЛА! Прямо в захлёб. И я понял такую вещь: дело в привычке. Это не старый Fallout. Я привык к старому, мне нравилась та атмосфера, нравился тот мир. Нравились те персонажи, колоритные и не особо замысловатые. Нравилась та идея что «сегодня бы выжить». Нравилась та простота. Но это просто новое. Оно не хуже, оно новое. Это новый мир, с новой атмосферой, с новыми персонажами, который можно изучать и изучать. Это мир на останках старого мира. Где сокровища лежат под ногами. Где за них ещё нужно побороться со старыми владельцами, или новыми. Где ты действительно копаешься в мусоре что бы найти что нибудь ценное. Где есть свои плохие, хорошие, крутые и не очень, глупые, умные, смешные, грозные и всякие разные парни. Где ты не знаешь что за следующим поворотом. А сложность хардкор вообще превращает игру просто в выживание. Где три раза думаешь перед тем как лезть в драку, и в любом случае обязательно сохраняешься. Даже жалкие кротокрысы и комары это оооооочень не приятно. Вообщем, подводя итог: если Fallout 3 и можно назвать «не удавшимся», то только в контексте если это был эксперимент. В котором Bethesda приобрела необходимый опыт, что бы Fallout 4 удался на славу.

Читайте также:  Расширенная фильтрация в excel

Отзыв добавлен: 7 февраля 2016

Вся эта нечисть в Ф4 ТОЛЬКО для выродков разных мастей, молодняка, ну и шутеро любителям. Далее, кроме них остаются фанаты серии, НО дело в том что любителям глубокого смысла в серии больше нравится Ф1,2 и ФНВ .. а это уже разные разработчики … Беседка сделала более менее грамотно ТОЛЬКО Скайрим! Ф3 нужны уже были «костыли»! Кто то гавкает об том что есть прокачка перса, но ведь на похожем уровне, много шутеров счас имеет прокачьку. Управление — это полный фокус на консоли, крч для пк игры НЕТУ! Ф4 на пк это недоделка косольной версии … Квесты — вкинули для прикола, чтоб вообще можно было ее назвать РПГ ..

Готовясь к выходу Fallout 4, в издании IGN Russia вспомнили семь игр со словом «Fallout» в названии и составили их список, начиная с самой неудачной, до невероятно популярной игры. В 18-летний сериал входят три номерных части и Fallout: New Vegas, плюс тактическая RPG Fallout Tactics, экшн-RPG Brotherhood of Steel и мобильный симулятор управления убежищем Fallout Shelter.

Обратите внимание, что данный список не основывается на оценках из рецензий IGN. Поклонники Fallout объединились и проранжировали игры, руководствуясь тем, как они воспринимаются в настоящее время, и общим качеством исполнения.

Без дальнейших промедлений начинаем с низшей ступени рейтинга…

Fallout: Brotherhood of Steel

Паршивая овца семейства Fallout. Этот линейный hack-and-slash для Xbox и PlayStation 2 является не самым худшим представителем игр из разряда «Diablo для бедных».

Однако об этой пустой и никчемной поделке напрочь позабыли бы за прошедшее десятилетие, не называйся она «Fallout».

Fallout Shelter

Первая мобильная игра Bethesda – симулятор убежища Fallout Shelter для iOS и Android. Что хорошо – она бесплатная, хоть в ней и можно покупать ланчбоксы с оружием, одеждой и новыми персонажами за реальные деньги. Можно, но совсем не обязательно. Shelter даёт возможность попробовать себя в роли смотрителя и снабжать обитателей едой, водой и электричеством, открывая новые комнаты, первое время увлекает.

Вы улучшаете навыки подопечных по системе S.P.E.C.I.A.L., после чего перетаскиваете их в комнаты, в которых их навыкам найдется наиболее эффективное применение, или посылаете их в пустошь на поиски оружия и брони. Но игра наскучивает слишком быстро – как только все помещения будут разблокированы, заняться становится практически нечем.

Fallout Tactics

После легендарной игры Fallout 2 вышла Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, разработанная MicroForte. Действие переместилось в восточную часть Америки, и вам поручили руководство новой растущей фракцией Братства Стали. В отличие от остальных ролевых Fallout, где вы управляете только одним протагонистом, здесь вы напрямую контролируете несколько персонажей в пошаговом режиме или в реальном времени.

Это достойная тактическая игра, но линейная кампания значительно снижает интерес к повторному прохождению в сравнении с основным сериалом. Также недостает черного юмора, озвучки компаньонов, опциональных квестов, благодаря которым запоминаются лучшие выпуски Fallout.

Fallout 1

Все началось в далеком 1997 году с первой Fallout. И это по-прежнему фантастическая ролевая игра. Фирменная мрачная атмосфера, гибкая система создания персонажа и система перков, возможность свободно исследовать открытый мир пустошей и в процессе открывать его тайны.

Вас ждёт множество запоминающихся эпизодов и персонажей в локациях вроде заброшенных убежищ, базы Братства Стали, поселений Шэйди Сэндс и Джанктаун. Об открытости и реиграбельности многое говорит возможность пристрелить кого угодно в любой момент или создать персонажа с низким уровнем интеллекта и всю дорогу невнятно мычать, или стать настолько умным, что вам удастся убедить противника покончить с собой.

Fallout 3

В 2008 Bethesda успешно воскресила и заново изобрела серию. Игра отважно шагнула от традиционной изометрической перспективы к виду от первого (либо третьего) лица, что позволило ближе рассмотреть поразительно детализированную и открытую Столичную пустошь, сделав прохождение ещё более уникальным для каждого.

Поиски отца главного героя, которого озвучил актёр Лиам Нисон, известный, например, по роли отца в фильме «Заложница») наполнены темными и опасными сюрпризами и интересным музыкальным сопровождением. Fallout 3 также известна системой V.A.T.S., являющейся данью уважения пошаговым боям из оригинальной Fallout. Используя V.A.T.S., можно поставить битву в реальном времени на паузу и прицелиться в отдельную часть тела врага, чтобы затем в замедленном действии наблюдать, как она будет с жестокостью уничтожена.

К слову, в Fallout 4 система V.A.T.S. будет изменена: вместо остановки времени, она будет замедлять его. По задумке разработчиков это привнесёт больше динамики в бои.

Fallout 2

Разработанный Black Isle в 1998 сиквел к оригинальной Fallout стал лучше первой части почти во всём. Ваша задача – спасти своих соплеменников от вымирания, а по ходу игры вы уже спасаете мир от технологически продвинутого Анклава. Восхитительно гибкая история ставит вас перед моральными дилеммами, идеально подходящими для созданного вами персонажа.

Удобная ролевая система, красивые, запоминающиеся бои, бездна юмора, множество побочных квестов и яркий, оригинальный мир — вот составляющие успеха этой популярнейшей в своё время игры. Как никогда раньше, вы вольны отправиться в любом направлении в поисках чего-нибудь интересного или ужасного, весёлого или грустного.

Fallout: New Vegas

New Vegas от Obsidian объединяет проработанный открытый мир и перспективу от первого/третьего лица Fallout 3 с качеством сценария, юмором и мирозданием Fallout 2, предоставляя всё самое лучшее в одной восхитительной игре. Превосходная история с множеством интересных исходов разворачивается вокруг ряда непохожих фракций. В ваших силах оказать заметное влияние на будущее региона.

В New Vegas у главного героя одни из самых запоминающихся компаньонов в истории сериала, каждый с богатой предысторией. Действие происходит в пустыне Мохаве в Неваде, где дух Дикого Запада приходит на смену типичным постапокалиптическим руинам. На данный момент это наша любимая часть Fallout.

Вот и все семь Fallout в порядке от худшей к лучшей. Согласны? Или у вас иное мнение? Дайте нам знать в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Близкие по духу

Игры от Bethesda всегда особенные. Их можно ругать за тысячу разных вещей, притом каждый раз — почти за одни и те же, но это никогда не имело особого значения. Эта студия делает то, чего никто больше не делает так. Их игры — даже не игры, а миры, в которых можно застрять на сотню часов, просто гуляя, глазея по сторонам, собирая травки и читая книжки про похотливую аргонианскую деву.

Читайте также:  Gtx 590 vs gtx 1050

И потому Fallout 4 было очень трудно не ждать. В ней было легко сомневаться, это верно. Но, однажды оказавшись в этой постъядерной Пустоши, мало кто не захочет вернуться обратно.

В общем, теперь мы едем в Бостон.

С Институтом — незримой организацией, возникшей на останках Массачусетского технологического института (MIT), — нам уже приходилось сталкиваться, хоть и не напрямую. В Fallout 3 с ним был связан один хороший побочный квест, а правящий Новым Вегасом мистер Хаус до ядерной войны учился как раз-таки в MIT.

Теперь, когда мы очутились посреди разрушенного Содружества Массачусетс (или просто Содружества), этот Институт оказался в самом центре. Среди местных ходит слушок, будто Институт похищает людей и заменяет их синтами — неотличимыми копиями, роботами вроде сайлонов из «Звездного крейсера "Галактика"» или репликантов из «Бегущего по лезвию».

Тему синтетической жизни поднимали в научной фантастике тысячи раз и еще столько же раз поднимут, но в этом случае интересно то, что, задав все вопросы, Fallout 4 не делает никаких выводов сама. Кто-то относится к синтам как к инструменту, кто-то — как к преступлению против человечества и науки, кто-то — как к людям, а кто-то просто до истерики их боится. Есть разные точки зрения, и их можно принять или не принимать вовсе.

И на этом фоне весьма кстати то, что больше нет очков кармы, дающихся или отнимающихся за «добрые» и «злые» решения. В Fallout 3 сценаристы, похоже, поняли эту систему превратно, и развилки часто сводились к выбору между образом кромешного мерзавца или светозарного зануды — просто потому, что так надо. В New Vegas вся мораль размылась, и смысла в «добрых» и «злых» очках было все меньше, но они все равно продолжали капать.

Теперь же карма исчезла, а вместе с ней и навязанные представления о том, что правильно, а что нет. И это просто прекрасно.

Впервые со времен Morrowind сюжет у Bethesda вписан в открытый мир, а не болтается отдельно от него. Только это куда меньше касается первой половины игры, потому что начинается она с линейной прогулки. Вы, очнувшись в бомбоубежище после двухсотлетнего криогенного сна, идете по следам своего сына — как когда-то искали отца в Fallout 3, — и эти первые десять, двадцать, может быть, тридцать часов могут сильно разочаровать.

После сумасшедшей свободы New Vegas вы оказываетесь вынуждены перемещаться от одной контрольной точки до другой, пробираясь по запутанным подземельям и решая достаточно прозаичные, по меркам Пустоши, проблемы. Одним способом или чуточку другим. Отвлекаться на побочные поручения можно, но в контексте сюжета как-то не вполне логично. Ведь единственное, что движет выходцем из Убежища, — желание поскорее найти сына, а тут вдруг он все бросает и принимается, например, строить село вместе с минитменами. А потом снова уходит искать сына. Чудак.

На самом деле история с сыном — это такой слегка неуклюжий повод показать, как устроен мир. Вы посещаете главные достопримечательности, знакомитесь с действующими на руинах Массачусетса организациями, а дальше Fallout 4 вдруг вспоминает, что до нее все-таки была почти великая New Vegas, и наконец-то предоставляет вас себе самому.

► Пустошь Содружества мало похожа на столичную. В Бостоне совсем другая архитектура и другие достопримечательности. И ему гораздо меньше досталось в годы войны.

После одного переломного момента игра отпускает вас на свободу. Являет вам четыре фракции со своими правилами и своей правдой у каждой и предлагает разбираться с ними как угодно. Мотивы сторон проще некуда — вопрос, скорее, в том, чья манера вести дела вам ближе. Вы начинаете принимать решения, лавировать между неудобными вариантами, стараясь подольше сохранять хорошие отношения с каждой фракцией, выяснять правила их игры и посреди чужих дел проводить в жизнь свой собственный, лучший, план.

И вот тогда свобода берет свое. Побочные истории наконец-то органично встраиваются в ваши деяния, потому что неотложные проблемы кончились. Закрыть тему противостояния организаций вы вольны когда угодно: можете, скажем, прикончить главу фракции хоть посреди сюжетной речи, и игра предложит новый путь к концовке — как в New Vegas. Очень приятно обнаружить, что Bethesda не игнорирует то, что сделала до нее Obsidian.

Печалит другое. После прохождения основного сюжета герой рассказывает, что нашел свое место в новом мире, зачем-то заканчивает речь заезженным «War never changes». и всё. В прошлых Fallout на этом месте был подробный разбор судеб городов и персонажей, которых вы встречали, — и есть мнение, что это одна из главных фишек серии. Но похоже, что, утвердившись в первичности открытого мира, Bethesda решила, что у жизни в Пустоши не может быть концовки, и решила не делать ее вовсе. Логично, но все-таки обидно.

Карму условно замещают отношения с компаньонами. Об их реакции на ваши действия оповещают сообщением в верхней части экрана («Престон Гарви от этого в восторге»), как в играх Telltale. Вкусы напарников на редкость специфичны: например, журналистка Пайпер из Даймонда радуется, когда вы при ней насаждаете справедливость, этику и. взламываете замки.

Компаньоны — это те персонажи, к которым вы почти наверняка будете возвращаться чаще всего, потому что именно с ними у вас прежде всего возникает какая-то связь. Но, увы, им уделили куда меньше внимания, чем они заслуживают. Спутники ходят за вами, комментируют то, что видят, но в ваши дела не вмешиваются. Пару раз за игру каждый попробует завязать беседу и излить душу, а когда вы по-настоящему подружитесь, даст умеренно полезный навык.

Этим дело обычно ограничивается. Романы, которые прежде много обсуждали, завязываются на ровном месте после пары попыток пофлиртовать и, по сути, не ведут ни к чему, кроме призовых сахарных реплик при встрече и временной прибавки к опыту за проведенную в одной кровати ночь.

Очень хотелось бы, чтобы компаньоны говорили чаще, но удивляться тут нечему — в Fallout почти всегда было интереснее играть одиночкой, а напарники разве что работали вьючными животными и отвлекали огонь на себя. Тут есть подвижки в нужную сторону, но изменилось на практике не так уж много.

Зато в Fallout 4 есть очень славный Догмит — он же Псина в русской версии. Всегда верен, никогда не расстраивает и становится настоящим терминатором, если выучить один из перков.

Директор игры Тодд Говард говорил, что со стрельбой и оружием в этот раз помогали id Software и один из бывших сотрудников Bungie. Это чувствуется. Fallout 4 фетишизирует оружие похлеще, чем Borderlands. Она учит его любить: если вызубрить ремесленные перки, можно десятки часов провести с одной пушкой, постепенно наверчивая на нее новые модули. В моем случае это был обыкновенный бластер, который со временем превратился из ручного пугача в тяжелый снайперский карабин.

Кроме серийных вещей есть редкие коллекционные стволы, и даже если бы они не были настолько мощными, их все равно стоило бы ценить — за характер. Само собой, знакомая по третьей части железнодорожная винтовка, стреляющая костылями, с пары попаданий раскалывает шлем рыцаря Братства Стали надвое, но при этом выпускает клубы пара и тарахтит как паровоз — и это в ней гораздо интереснее. Еще есть силовой кастет из куска железобетона, приделанного к небольшому свайному молоту. Или вот корабельная пушка. это корабельная, мать ее, пушка, которая стреляет пушечными ядрами, понимаете?

Стала интереснее силовая броня. Раньше доспехи Анклава и Братства Стали были, по сути, высокоуровневой одеждой для поздних стадий игры, а в этот раз вы получаете их почти в самом начале. Но они постоянно требуют техобслуживания — цена ремонта и батарей мешает ходить в броне постоянно, пока вы не сколотите состояние. Ближе к концу я приделал к паладинским доспехам реактивный ранец, покрасил их в розовый и окончательно перестал из них вылезать.

Читайте также:  Tp link 150mbps wireless n adapter драйвер

Тем не менее состоятельность Fallout 4 именно как шутера все еще под вопросом. Да, меткая стрельба поощряется. Да, стрелять гораздо приятнее, чем раньше. Да, дикие гули теперь вылезают из щелей в стенах и смешно пляшут, если отстрелить им руки. Разумные противники продолжают время от времени впадать в ступор, стоит произойти чему-то неожиданному, но пользуются укрытиями, обходят с флангов и закидывают гранатами, будто сегодня — последний день в их жизни (тут они попали в точку). В отношении механики бои стали значительно лучше.

Но! Дизайн стычек до сих пор на уровне «вот комната, вот враги, сделайте, пожалуйста, что-нибудь», из-за чего многие сражения превращаются в сущий хаос. Спасает снова режим V.A.T.S., в котором экшен на несколько секунд уступает пошаговой тактике: время замедляется, вы спокойно выбираете цель и тратите на стрельбу очки действия. Это очень помогает контролировать происходящее, и, даже если пытаться играть в Fallout 4 как в чистый боевик, иногда включая V.A.T.S., игра видится гораздо более сосредоточенной и в общем правильной. Незачем пренебрегать возможностью сбить гранату в полете.

Ролевую систему сильно сжали, объединив параметры S.P.E.C.I.A.L. (сила, восприятие, выносливость, обаяние и прочее), навыки (скрытность, взлом замков, владение оружием и так далее) и перки (классические для серии «таланты», влияющие на ваш стиль игры) на одном полотне. Вы повышаете их наравне друг с другом, тратя одни и те же очки развития, но чем выше у вас значение соответствующего параметра, тем мощнее перки, которые вы можете выучить.

На самом деле идея красивая. Каждый из параметров устроен так, что связанные с ним перки помогают найти свой подход к сражениям. С десятью единицами силы, к примеру, можно превратить силовую броню в бронепоезд, вкатывающий врагов в землю. Герои с высоким интеллектом делают упор на силу энергетического оружия и экономию ресурсов для поддержки брони, а среди перков для обаятельных есть способность склонять противников на свою сторону, просто наставив на них оружие. Работает не на всех и не всегда, но с этим однозначно стоит поэкспериментировать, если хочется не замарать руки и в то же время обойтись без скрытности.

С другой стороны, пострадало все, что не касается боевых способностей. Например, я ни разу не видел, чтобы навыки, связанные с рукоделием и медициной, проявляли себя в мирных ситуациях — чтобы отремонтировать что-то по квесту, достаточно пройти проверку по интеллекту, да и то потребность возникала нечасто. Пропали специфические, но всегда интересные таланты вроде «Вечное дитя» (добавлял больше вариантов при общении с детьми), а высокое обаяние в диалогах обычно просто выделяет самые выгодные ответы и тем самым изредка помогает сократить дорогу, но чаще просто увеличивает награду.

Как бы ни хотелось решать проблемы миром, игра все равно подталкивает к боевым походам по поводу и без. Bethesda очень любит подземелья — или какой-то злобный карлик нашептывает разработчикам, что подземелья у них получаются лучше всего, поэтому нужно делать еще больше подземелий. Многие даже потенциально сверхинтересные истории здесь умудряются свести к обыкновенному боевому забегу по лабиринту. Вот как вы представляете себе авантюру с ограблением городского хранилища? Сбор информации, подготовка оборудования, молниеносная атака, счет на секунды! Но нет, давайте вместо этого сходим в катакомбы и подеремся с гулями и болотниками. Так будет лучше.

В другой раз я совершенно случайно нашел на краю мира бункер, в котором еще до войны спрятался мэр Бостона. Пробрался мимо череды турелей (помогла хитрость), обобрал все сейфы, послушал последние слова мэра. Забавный маленький случай — я был доволен, что хоть в этот раз обошлось без боя. Но на обратном пути из бункера на меня вдруг напали синты Института.

Ну и когда вам скажут: «А пойдите-ка и зачистите от рейдеров автозавод» — не сомневайтесь, что придется именно пойти и зачистить автозавод, потратив кучу времени на поиски единственного верного пути до главаря бандитов. Если быть до конца честным, Fallout 3 на этом тоже спотыкалась, но просто имейте в виду. Мирный путь здесь редко бывает приоритетным.

В то же время хороших моментов немало. Например, первая большая сюжетная стычка в музее Свободы среди экспозиций, изображающих знаковые эпизоды американской истории. У Bethesda, как обычно, получился впечатляющий симулятор археологии и истории повсюду, куда бы вы ни пошли. В опустевшем Салеме окопался одинокий старичок с винтовкой. Возле больницы Милтон какой-то сумасшедший выживальщик устроил лабиринт из ловушек. Один из жителей Даймонда рассказывает о древней игре в «бейсбол», в процессе которой люди забивали друг друга насмерть деревянными битами. Одержимые войной за независимость США роботы обязались защищать Конституцию, поселились на борту фрегата «Конститьюшн» и защищают его.

Пайпер творит журналистику и пристает к горожанам с расспросами («Вы не боитесь, что Институт похищает людей и заменяет их синтами? — Знаете, теперь боюсь»), рейдеры в картинной галерее одного очень авангардного мастера обсуждают искусство, супермутанты несут типичную, но каждый раз разную ересь, согласно клише «мы тупые, как камни, но все равно знаем лучше».

В Fallout 4 очень много всего, хотя ее детали редко бывают связаны друг с другом — они просто есть, чтобы Тодд Говард мог сказать: «Привет, я Тодд Говард. Мы сделали просто невероятно огромную игру». Здесь полно вещей, которые несложно проигнорировать.

Можно, скажем, строить поселения, будто вы играете в The Sims или ваяете модификацию в Creation Kit. С ними связан сюжет одной из фракций, а если изучить конкретный навык в колонке обаяния, можно зарабатывать огромные деньги на торговцах, не ударив пальцем о палец. Но ничто из этого не вынуждает использовать и половины того, что можно провернуть в конструкторе. Планировать электрические сети, увязывать кнопки и переключатели в логические схемы, строить полосы препятствий из ловушек. Зачем все это?

А незачем. Просто чтобы было. Чтобы вы могли построить свой город, потом еще один, снабдить их ресурсами, наладить торговые связи и гордиться собой. Или не гордиться. Это же игра от Bethesda, делайте что хотите.

Вот факт: вопреки первому впечатлению Fallout 4 играется в целом совсем как третья часть. Движок от Skyrim (он же движок от Morrowind, но с миллионом надстроек) выдает себя издалека — теми же манерами, теми же глюками, теми же загрузками между интерьерами и экстерьерами. Надо сказать, достаточно долгими, если играть на консоли.

В то же время вопросы в духе «на что Bethesda потратила пять лет» постепенно отпадают. Видно на что. На подробнейшую модификацию экипировки и строительство. На легионы квестов и случайных находок. На разрушенный Бостон — красивый и очень похожий на настоящий. В конце концов, на блестящий образ рухнувшей американской мечты из сороковых, с ядерными «Крайслерами», радтараканами и песнями Билли Холидэй на радиоволне Даймонда. Тут очень много всего. Не всегда понятно, зачем оно нужно, но оно есть и, пожалуй, внушает.

На фоне вылизанной открытой постановки «Ведьмака 3» или гламурного эпоса Dragon Age: Inquisition эта Fallout выглядит старомодной и местами откровенно неловкой — это мир, в котором тебе просто дают пинка и говорят: «Теперь ты здесь живешь». Ты часами ходишь по кругу с широко раскрытыми глазами и даже пытаешься что-то возразить, но потом просто начинаешь жить. И живешь.

Все-таки Bethesda умеет строить миры для жизни, наверное, лучше всех. Эти миры могут разочаровывать, могут возмущать, но продолжают работать и впечатлять вопреки всему.