Fostex hp a4 обзор

Мы продолжаем знакомство с новейшей продукцией японской компании Fostex. В этот раз речь пойдет о миниатюрном, но обладающем хорошими функциональными возможностями USB-ЦАПе. В первую очередь внимание в нем привлекает наличие балансного XLR-выхода для наушников с регулируемым усилением и возможность воспроизведения всех форматов DSD.

Дизайн устройства повторяет черты старшей модели, Fostex HP-A8C. Строгие грани, мягкие кнопки, глянцевая передняя панель и отсутствие ярких, выжигающих глаза светодиодов дарит позитивные эмоции при использовании.

USB-ЦАП Fostex HP-A4BL довольно миниатюрный, габариты устройства составляют 150×34×157 мм.

Главная особенность модели, ее отличие от версии A4 — одновременно и балансный, и небалансный выходы для подключения наушников. Работают выходы попеременно: если наушники подключены к небалансному выходу, то балансный отключается. Кнопкой Output Sel можно вообще отключить наушники и пустить сигнал на линейный выход RCA, расположенный сзади.

Регулировка громкости производится ручкой потенциометра, расположенной в правой части передней панели. Причем громкость регулируется как на наушниковом выходе, так и на линейном.

Кнопка Gain скачком увеличивает максимальное напряжение на наушниковом выходе для возможности подключения аудиофильских наушников с повышенными требованиями к размаху сигнала.

Кнопка Filter меняет режим фильтра микросхемы ЦАП, позволяя пользователю выбрать более предпочтительный звуковой окрас.

На задней панели расположены разъемы подключения: линейный выход RCA, оптический вход и вход USB, а также разъем оптического цифрового выхода.

Питание устройство получает от внешнего адаптера сети с постоянным напряжением 12 вольт.

Производитель заявляет для Fostex HP-A4BL поддержку практически всех возможных форматов цифрового звука от 44,1 до 192 кГц с разрешением до 24 бит, а так же DSD-потока частотой от 2,8 до 11,2 МГц.

USB-вход работает с собственным драйвером, имеет асинхронный режим работы, вывод в ASIO и поддержку DSD. Диагностика ASIO показала поддержку 352 кГц, но не 384 кГц.

Информация о USB-ASIO-драйвере:

Device: FOSTEX ASIO Driver
Features:
Input channels: 0
Output channels: 2
Input latency: 0
Output latency: 294
Min buffer size: 2048
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 2048
Granularity: 0
ASIOOutputReady — supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported
352800 Hz — supported

384000 Hz — not supported
Input channels:
Output channels:
channel: 0 (FOSTEX USB Audio HP-A4BL Out 01) — Int32LSB
channel: 1 (FOSTEX USB Audio HP-A4BL Out 02) — Int32LSB

Также имеется слот SD, предназначенный исключительно для обновления программного обеспечения устройства. Музыка с SD-карты воспроизводиться не может.

Помимо ASIO-драйвера, производитель предлагает симпатичный и минималистичный плеер, работающий через ASIO-драйвер исключительно с продуктами Fostex.

Плеер может воспроизводить аудиофайлы из оперативной памяти. Звук при использовании плеера превосходный.

Наушниковый усилитель реализован на специализированных микросхемах TPA6120 и имеет полноценный балансный выход. Неподалеку, в панельке с возможностью замены, можно увидеть микросхему OPA2134, которая, скорее всего, является выходным буфером линейного выхода RCA.

Для регулировки громкости используется аналоговый потенциометр.

Использованные конденсаторы в аналоговых и питающих цепях — аудиофильские Nichicon.

Микросхема цифро-аналогового преобразователя — PCM1792A (это топовый чип Texas Instruments). В обвязке ЦАПа используются известные операционные усилители JRC2114. SMD-исполнение несколько омрачит энтузиазм любителей замены операционников.

Для частот, кратных 44,1 и 48 кГц, использованы отдельные кварцевые генераторы, что исключает необходимость пересчета некратных частот.

S/PDIF-приемник и передатчик выполнены на микросхеме AК4118.

USB-контроллер выполнен на цифровом процессоре Texas Instruments TM320C55. Он имеет производительность 800 MIPS и 40-битный арифметический процессор. Точно такой же контроллер используется и в старшей модели Fostex HP-A8C.

Паспортные технические характеристики

Входы:

  • USB 2.0 Hi Speed
  • Оптический
  • SD-слот

Выходы:

  • XLR 4 pin
  • Jack 6,3 мм на стереонаушники
  • RCA аналоговый стерео
  • Оптический

Поддерживаемые режимы работы оптического входа:

  • Частоты работы: 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
  • Разрешение: 16/24 бит

Поддерживаемые режимы работы входа USB:

  • Частоты работы: 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
  • Разрешение: 16/24 бит
  • DSD-формат: 2,8/5,6/11,2 МГц

Параметры балансного выхода для наушников:

  • Частотный диапазон: 20 Гц — 80 кГц при ±3 дБ
  • Максимальная мощность: более 300 мВт на нагрузке 32 Ом
  • Гармонические искажения: менее 0,04% при 1 кГц
  • Допустимое сопротивление наушников: 16—600 Ом

Параметры небалансного выхода для наушников:

  • Частотный диапазон: 20 Гц — 80 кГц при ±3 дБ
  • Максимальная мощность: более 300 мВт на нагрузке 32 Ом
  • Гармонические искажения: менее 0,04% при 1 кГц
  • Допустимое сопротивление наушников: 16—600 Ом

Параметры линейного выхода:

  • Частотный диапазон: 10 Гц — 80 кГц при ±3 дБ
  • Гармонические искажения: менее 0,01% при 1 кГц
  • Оптимальное сопротивление нагрузки: 10 кОм и меньше

Цифровой оптический выход:

  • Частоты работы: 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
  • Разрешение: 16/24 бит

Напряжение питания: 12 В 1,5 А постоянного тока

Габаритные размеры: 150×34×157 мм

Измерения

Для объективного контроля параметров ЦАПа был собран измерительный стенд, аналогичный использованному при замерах Fostex HP-A8C. Стенд обеспечивает гальваническую развязку измерительной карты от сети 220 вольт, чтобы устранить земляные петли и исключить сетевые наводки вне измеряемого устройства.

Измерительная звуковая плата для балансного выхода наушников — Lynx L22. Для небалансного и линейного выходов — модифицированная Asus Essence STX.

Измерения производились при максимальном уровне громкости для линейного выхода, при этом выходной сигнал соответствовал стандартному уровню 2 ВRMS.

Поскольку нет однозначных методик измерения наушниковых усилителей, замеры были произведены в максимально жестких режимах, которые мог обеспечить усилитель. Для балансного включения это выходное напряжение 6 В от пика до пика для усиления Hi и 2 В от пика до пика при режиме Lo. Для небалансного включения выходное напряжение было установлено на уровне 3 В от пика до пика.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство HPA4BL line out ASIO
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out — line-in)
Версия RMAA 6.4.1 Pro
Фильтр 20 Гц — 20 кГц да
Нормализация сигнала да
Изменение уровня −0,1 дБ / −0,2 дБ
Режим моно да
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Общие результаты:

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
Уровень шума, дБ (А) Динамический диапазон, дБ (А) Гармонические искажения, % Гармонические искажения + шум, дБ (A) Интермодуляционные искажения + шум, % Взаимопроникновение каналов, дБ Интермодуляции на 10 кГц, % Общая оценка

Измерения проводились без нагрузки и с эквивалентом нагрузки сопротивлением 32 Ом.

Стоит отметить, что режим выбора усиления не меняет характеристик усилителя, просто в режиме Lo усиление падает на 10 дБ (в 3 раза). Сделано это для более комфортной регулировки громкости и защиты наушников от перегрузки, так как усилитель на TPA6120 способен выдать неискаженное напряжение 6 В от пика до пика даже на нагрузке 32 Ом, что обеспечит реальную выходную мощность больше 500 мВт, а это выдержат не каждые наушники (и уши).

Читайте также:  Топ вакуумных наушников для музыки

Разумеется, в таких режимах усилителя при реальном использовании нет никакой необходимости, обычно для комфортного прослушивания достаточно не более 50—100 мВт выходной мощности. Остальные милливатты — перегрузочная способность усилителя, которая чем больше, тем лучше скажется на звучании.

Измеренные данные оказались на порядок лучше, чем указано производителем. По результатам замеров нет никаких претензий, линейный выход укладывается в типичные замеры устройств на PCM1792, а наушниковый в любых условиях, даже при низкоомной нагрузке, дает показатели гораздо выше, чем у других устройств на TPA6120.

Преимущество балансного включения видно невооруженным глазом: это гораздо большее разделение между каналами и меньшие искажения под нагрузкой.

Недостаток только один — вдвое большее выходное сопротивление усилителя, равное 20 Ом для баланса и 10 Ом для небаланса. Так получается потому, что при небалансном включении используются половинки TPA6120, отделенные от нагрузки резисторами сопротивлением 10 Ом, а при балансном включении — оба канала TPA6120, что, соответственно, приводит к увеличению выходного сопротивления вдвое. Сделано это для того, чтоб защитить усилитель и источник питания ЦАПа от возможного короткого замыкания в нагрузке.

Настройка фильтрации ЦАПа при разных положениях кнопки Filter представлена на следующем графике. Конечно, фильтр меняет не только АЧХ, но и, в первую очередь, импульсную характеристику. При более плавном завале АЧХ переходный процесс короче, меньше т. н. цифрового звона фильтров.

Кроме самих гармоник, на спектре нет никакой грязи или шума, что очень хорошо.

При сравнении режима приема данных по USB и по оптическому входу можно заметить, что в режиме оптики по бокам основного тона 1 кГц образуются небольшие побочные гармоники, что является наведенным джиттером. Он возникает из-за несовершенства системы ФАПЧ S/PDIF-приемников AK4118.

Замер уровня джиттера с помощью тестовых сигналов из ARTA не выявил проблем при воспроизведении как по USB, так и по оптике.

Прослушивание. Субъективные впечатления

При прослушивании использовались наушники Audio-Technica ATH-M50x с сопротивлением 32 Ом и Audio-Technica ATH-A1000Z с сопротивлением 44 Ом. Для тестирования балансного выхода были использованы дорогие изодинамические наушники с сопротивлением 50 Ом (стоимостью 200 тысяч рублей).

Уровень громкости, выдаваемый встроенным усилителем, более чем достаточен для раскачки самых «тугих» наушников. Однако если говорить об открытости, незажатости звучания, то усилитель становится менее динамичным при использовании наушников с большими требованиями к выходному току. Так, легкие Audio-Technica ATH-M50x, играющие хорошо даже с недорогими плеерами, обеспечивали с Fostex HP-A4BL прекрасное, живое звучание, а Audio-Technica ATH-A1000Z, несмотря на их более высокий уровень, не раскрыли свой потенциал до конца. Но необходимо сказать, что ряд отслушанных тут же конкурирующих ЦАП, даже с дискретным наушниковым усилителем, справились с Audio-Technica ATH-A1000Z еще хуже, бас там провалился. С Fostex HP-A4BL звучание все же было наиболее предпочтительным.

При прослушивании балансного и небалансного выхода с помощью изодинамических наушников стало очевидно, что по балансному подключению звучание гораздо более предпочтительное — более воздушное и приятное, мягкое, но в то же время более детальное. То есть от балансного выхода с такими наушниками есть толк. В целом, с дорогими наушниками Fostex HP-A4BL дает неплохое звучание, соответствующее ценовой категории этого устройства, но нет пределов совершенству.

В качестве эксперимента, вместо недорогого импульсного сетевого адаптера, идущего в комплекте, ЦАП был запитан от свинцового аккумулятора, используемого в сетевых бесперебойниках. Вот тут-то звучание раскрылось по-настоящему: басы стали глубокими, а их неприятные искажения ушли, высокие частоты также стали более прозрачными, а сцена — глубже. В целом устройство заиграло на ступень выше. Даже с дорогими качественными наушниками не было явных проблем и желания выключить музыку.

Все это говорит о том, что питание — немаловажная часть. Но стоит также помнить о том, что качественное питание в аудиоустройствах сразу увеличивает конечную стоимость в разы. Поэтому любителям бескомпромиссного звука или людям, которые уже приобрели Fostex HP-A4BL и хотят улучшить его звучание, советую попробовать использовать другой, более мощный, не импульсный блок питания.

При прослушивании с линейного выхода Fostex HP-A4BL откровений не наблюдалось: устройство играет аналогично другим устройствам с PCM1792. Здесь вас ждет высокая детальность, ясная середина, широкая, но не очень глубокая сцена. Из плюсов — отсутствие замыливания, как в Asus. Все довольно разборчиво. Из минусов — звук слишком яркий, но опять же это исправляется заменой блока питания.

По итогам прослушивания вывод прост: ЦАП играет на свои деньги, максимально раскрываясь при использовании балансного подключения. Если вы любите динамичное, яркое звучание, то имеет смысл обратить внимание на эту модель.

Достоинства:

  • Балансный выход для наушников
  • Качественный асинхронный USB-приемник
  • Хороший внешний вид и малый размер
  • Воспроизведение всех форматов DSD

Недостатки:

  • Комплектный импульсный блок питания

Мы также послушали звучание более простой модели Fostex HP-A3 на AK4390, с питанием от шины USB. Устройство HP-A3 стоит вдвое дешевле, однако тоже по-своему интересно. Хотя здесь нет DSD, PCM 192 кГц и ASIO, однако приличная мощность 100 мВт на 32-омной нагрузке делает этот ЦАП заслуживающим внимания для подключения массовых моделей наушников. А если средства позволяют или у вас наушники более высокого класса, то лучше выбрать Fostex HP-A4 или Fostex HP-A4BL.

Тестируем наушники Fostex T40RPMK3 и усилитель Fostex HP-A4BL

Самое интересное здесь то, что и они тоже были сперва выпущены для людей, работающих в студиях звукозаписи. Однако слух об удивительных наушниках быстро дошел до обычных потребителей, и с тех пор модели Fostex стали постоянно гостить в домах аудиофилов.

В данном материале мы расскажем о новой версии наиболее популярной модели в линейке мониторных наушников фирмы, а именно Fostex T40RPmk3. И если уж мы сильно хвалили за соотношение цены и качества топовую в линейке модель T60RP, специально выпущенную для домашнего рынка и отличающуюся чашками из натурального дерева, то с учетом цены младшей версии в 12000 рублей она должна просто побить все рекорды. На рынке данные головные телефоны продаются уже пару лет, но, возможно, еще не все меломаны знают про них.

В паре с Fostex T40RP мы также рассмотрим фирменный ЦАП и усилитель для наушников Fostex HP-A4BL.

Конструктивно головные телефоны следуют единым для всей серии RP канонам. Преобразование электрической энергии в акустическую происходит в них по изодинамическому принципу — тонкая пленка с напечатанной на ней звуковой катушкой колеблется в поле, создаваемом расположенными с двух сторон от нее мощными неодимовыми магнитами. Фирменная технология Regular Phase, обеспечившая славу серии, помогает сохранять правильную фазовую характеристику сигнала за счет использования не только пленочной диафрагмы оригинальной конструкции, но и решетки специальной формы. Наушники выполнены в закрытом акустическом оформлении, чашки изготовлены из специального антирезонансного пластика. Модель поставляется со съемными кабелями двух размеров. Первый, оранжевого цвета, имеет длину 1,2 метра и оснащен разъемами мини-джек 3,5 мм. Второй провод, черный, длиннее – 3 метра и разделан он 6,3 миллиметровым джеком.

Читайте также:  Пропан на дизельный двигатель

Оголовье наушников изготовлено из металла и отделано искусственной кожей, из нее же выполнены амбушюры. Посадка у модели очень удобная, излишнего давления на уши не отмечается, при этом держатся наушники на голове вполне надежно. Возможно, изоляция получается не самая плотная, зато дискомфорта при длительном прослушивании опасаться точно не следует.

Цифроаналоговый преобразователь и усилитель для наушников Fostex HP-A4BL заключен в небольшой металлический корпус черного цвета, на передней панели – накладка из стекла. На нижней стенке обнаруживается заветная надпись Made in Japan, в последнее время уже нечасто встречающаяся на аппаратуре среднего ценового диапазона. Для подачи сигнала предусмотрены только цифровые входы, включающие USB 2.0 и оптический разъем. Зато выходов гораздо больше – есть линейный на RCA, а также балансный выход с усилителя для наушников на XLR и несимметричный для джека 6,3 мм. Присутствует и цифровой оптический выход.

Секция ЦАП построена на проверенном чипе BurrBrown PCM1792A, она поддерживает сигналы PCM с разрядностью до 24 бит и частотой дискретизации до 192 кГц, а также поток DSD с частотой до 11,2 МГц. В комплект поставки входит 12-ти вольтовый блок питания и кабель USB. На передней панели устройства есть регулятор громкости, а также двухпозиционные клавиши для переключения входов и выходов, вариантов цифрового фильтра, а также коэффициента усиления. Тип поступающего сигнала и частота сэмплирования отображаются при помощи миниатюрных светодиодов.

В ходе тестирования мы использовали в качестве источника цифрового сигнала стационарный CD-проигрыватель Bryston BCD-1, а также Apple MacBook. Музыкальный материал включал в себя тестовые записи на компакт-дисках, а также набор Hi-Res файлов разного происхождения, от демонстрационных до оцифровок мастер-лент.

Прежде всего хочется отметить, что наушники вполне можно использовать и с портативной техникой, даже со смартфонами, в которых уделено хоть какое-то внимание качеству выходного каскада. Пусть максимальный уровень громкости и невелик. Однако по-настоящему они «просыпаются», конечно, при подключении к фирменному усилителю.

Студийные корни техники Fostex слышны с первой же композиции. Максимально линейная подача с великолепным разрешением, особенно впечатляет способность распутывать самые сложные басовые партии. В частности, все нюансы игры великих бас-гитаристов Эда Шихана из Grand Funk Railroad и Джона Энтуистла из The Who предстают во всем своем великолепии. Одновременно совершенно не теряются мельчайшие нюансы в высокочастотном диапазоне, они четко прослушиваются и занимают в звуковой панораме именно то место, которое им отвел звукорежиссер. Вообще, для меня наушники сработали в качестве своеобразной машины времени, перенеся обратно в те годы, когда я много времени проводил в вещательных и звукозаписывающих студиях. Причем не только потому, что там я также часто сталкивался с техникой Fostex, а еще и в силу своего почерка, который как бы приглашает ознакомиться с тем, как записаны те или иные альбомы в вашей коллекции. Fostex T40RPMK3 не стремятся поразить слушателя невероятным размахом сцены или же оглушить нарочито задранным басом. Все точно и уравновешено, как в аптеке, при этом если альбом записан ярко и броско, то именно так он и прозвучит, но без дополнительного нажима. Вообще, по ходу общения с наушниками мне постоянно приходилось напоминать себе, сколько они стоят, поскольку звучат они существенно лучше, чем можно ожидать при взгляде на ценник. Избитая истина о том, что от профессиональной аппаратуры мы обычно получаем гораздо больше звука за те же деньги, получила очередное подтверждение.

Устройство не назовешь новинкой сезона, но стоит его рассмотреть как типичную альтернативу встроенному компьютерному звуку. Насколько оно способно потеснить классический Hi-Fi?

Усилители для наушников сегодня можно назвать самым активным сектором в плане предложения. У головных телефонов Fostex ведь хорошая репутация, не так ли? Значит, более чем логично встретить Fostex и в сегменте источников звука. Тем более, что многим пользователям будет греть душу надпись «Made in Japan». Когда-то Япония была всемирной электронной сборкой, сейчас подобные пометки выглядят раритетом.

Fostex HP-A4BL — это не VHS-магнитофон, особый механический шарм здесь искать бесполезно. Ну, разве что внезапно медные винты на задней панели и позолоченный USB-кабель напомнят о чем-то добротном.

Красные точки

Модель с индексом BL отличается от предшественницы HP-A4 наличием балансного выхода, в остальном концепция не менялась. Небольшой настольный модуль, причем именно на столе еще сохраняется шанс разглядеть режимы работы устройства, да и то не для всяких глаз. Слепошарым пользователям вряд ли помогут красные точки величиной с булавочную головку на черном фоне компактного корпуса. Питание, само собой, от импульсного блока.

Но с другой стороны любой функционал у Fostex HP-A4BL построен на бинарной логике, особо не промахнешься. Жмите любую клавишу с мягким ходом. Вам USB или оптику? Линейный выход или наушники? Наушники в обычном режиме или погромче? Фильтр ЦАПа №1 или №2? А вот, например, увидели на задней панели один слот под SD-карту? Сразу понятно, что ничего не выгорит — это для обновления прошивки, а не музыки. Давайте лучше поговорим о ЦАПе.

ЦАП и его подсчеты

Texas Instruments (Burr-Brown) PCM1792A сегодня встречается не очень часто. Когда-то их ставили в серьезную технику, но сегодня вся эта иерархия больше не действует. Один и тот же чип можно встретить в нонейме из алибабы, портативном плеере и большом компоненте за полмиллиона. Хотя следует отметить, что чип PCM1792A по-прежнему относится к топовым, стоит дороже и имеет большее соотношение сигнал/шум (127 дБ), чем, например более поздний релиз PCM1795.

Все семейство Burr-Brown PCM179* использует так называемую сегментированную многоуровневую архитектуру (Advanced Segment). Аналоговый сигнал в такой схеме образуется после суммирования данных из двух блоков. В блоке ICOB (Inverted Complementary Offset Binary) обрабатываются старшие 6 бит, а в 5-уровневом дельта-сигма-модуляторе оказываются младшие 18 разрядов.

Для PCM1792A доступно всего два вида фильтрации — Sharp и Slow. В мануале Fostex HP-A4BL режим Slow почему-то числится за номером 1, хотя при измерениях линейная АЧХ с крутой отсечкой показала, что в данном случае работал как раз Sharp. Это положение (№1) оказалось и самым предпочтительным по звуку.

В Fostex HP-A4BL заявлена поддержка DSD аж до 11,2 МГц, но в спецификации и блок-схеме PCM1792A нет указаний на нативную обработку DSD-потока. Скорее всего, на каком-то этапе сигнал модулируется в PCM и обрабатывается на общих основаниях. Забегая вперед, можно сказать, что слуховые впечатления подтвердили документацию — SACD контент звучал чуть холодновато, верный признак пересчета. Положение кнопок фильтра №1 и №2 в режиме DSD мануал характеризует как более и менее высокие частоты среза, но на практике №1 давал явно уменьшенный уровень сигнала.

Маленькие помощники ЦАПа

Для воспроизведения музыки через свои устройства Fostex не только предоставляет ASIO-драйверы для Windows, но и предлагает воспользоваться своим фирменным софт-плеером. Жаль, что он заточен только под ASIO Fostex, остальные карты в нем попросту не определятся. Fostex Audio Player очень прост, заточен только под вывод музыки и не нагружает систему лишними обвесами, как, например, JRiver. Внутренних настроек немного — выбор между DoP и Native DSD и возможность предварительной загрузки аудиотрека в оперативную память перед воспроизведением. Единственный недостаток такого режима — это неизбежные паузы между треками.

Читайте также:  Ростелеком введите данные для активации логин пароль

Простой и наглядный плеер Fostex, но с другими ЦАПами, увы, работать не будет

Измерения показали небольшое преимущество Fostex Audio Player по порогу шума в сравнении с Foobar, так что все дальнейшие манипуляции велись именно через Fostex Audio Player.

Начинка и замеры

Для каждой кратной частоты 44 и 48 кГц у устройства имеется свой клок. USB-сигнал обрабатывается контроллером Texas Instruments TMS320C55x, а SPDIF-протоколом занимается трансивер AК4118A. Fostex HP-A4BL можно подключать по USB и выводить цифровой сигнал через оптический выход на другой ЦАП. Правда, такая схема работает только до 24 бит/96 кГц включительно. Тестирование на bit perfect подтвердило целостность сигналов 16 и 24 бит при передаче с USB на TosLink. Внутренних пересчетов в этом режиме не производится. 32-битное слово обрезается до 24 бит, но таковы параметры протокола AК4118, а для музыкального сигнала данное ограничение не играет никакой роли.

Измерения показали довольно высокий уровень сигнал/шум при работе через USB с Sharp фильтром. 117 дБ / 6 = больше 19 бит! Для RCA-подключения это вообще выдающийся результат. Вот вам и работа топовых показателей PCM1792A в паре с выходным усилителем OPA2134. Измерения чуть омрачены разбалансом каналов 0,1 дБ, чему есть объяснение. У Fostex HP-A4BL нет фиксированного уровня линейного выхода. Что наушники, что RCA регулируются через ручку громкости, которую для снятия показаний понадобилось выкрутить на максимум. Напряжение выхода в этом случае составило стандартные 2,2 В. С DSD-сигналом напряжение выхода было ниже — всего 1,7 Вольт (кнопка фильтра №2) и 0,9 Вольт (кнопка фильтра №1).

Характер гармоник (1 кГц) при USB-подключении

Характер искажений на сигнале 1 кГц указывает на классическое доминирование 2-й (четной) с постепенным спадом следующих гармоник. Также следует отметить, что предпочтительным протоколом для передачи аудио на Fostex HP-A4BL следует признать USB. В случае приема сигнала по оптическому входу возрастает уровень джиттера. Это можно наблюдать в виде мелких боковых полос, расположенных симметрично от основного тона. Да и по таблице замеров видно, как ухудшились показатели.

Характер гармоник (1 кГц) при подключении через оптический вход

Здравый смысл подсказывает, что шанс попасть в слышимую область будет только у гармоник с уровнем выше -100 дБ, остальное просто утонет в шуме других компонентов. С другой стороны, разница уровней между транкейтом и дизерингом с 24 до 16 бит ничтожна, но все-таки человеческое ухо каким-то образом реагирует на ошибки квантования в случае транкейта. Кстати, самое время поговорить об этом факторе и изучить поведение Fostex HP-A4BL на малых уровнях.

Новый тест искажений на малых уровнях

Суть нашего нового теста заключается в том, чтобы оценить степень деградации сигнала 24 бит на очень низкой громкости -90 дБ. Форма такого сигнала должна иметь минимум отклонений от оригинала, а самое главное, ЦАП должен отработать его подобающим образом и не допустить искажений, связанных с транкейтом. Иначе хайрез на таком устройстве отыграет еще хуже, чем обычный Red Book 16 бит / 44 кГц.

Так выглядит результат транкейта — отброса младших битов при конвертации с 24 до 16 бит

На картинке показано, во что превращается синус при транкейте из 24 бит в 16 бит. На таком низком уровне волна изменения громкости становится отчетливо ступенчатой.

К счастью, мы можем видеть, что Fostex HP-A4BL такими гадостями не занимается. Форма синуса получилась изломанной, но искажения на таких малых уровнях — это нормально.

Понятное дело, что синтетические тесты не в состоянии предугадать итоговое звучание компонента, надо его и послушать.

Субъективная оценка звучания на линейном выходе

Разница между хайрезом и обычным 16/44 чувствуется в пользу первого, но прямое подключение Fostex HP-A4BL сначала к усилителю мощности, а потом к AV-ресиверу не спешило с полной меломанской отдачей. Я знаю, как другие обозреватели любят написать что-то вроде «захотелось сделать погромче». Но подобная оценка тракта мне всегда казалась противоречивой. Да, ведь и мне тоже захотелось прибавить громкости с Fostex HP-A4BL! Но считать ли эпитетом эту реакцию на нехватку телесности? Что здесь не попало в измерения? Неуловимый джиттер, импульсный блок питания, SMD монтаж, что-то еще? Или это просто я давно не слушал Burr-Brown?

Добиться интересной подачи от линейного выхода Fostex HP-A4BL удалось с помощью дополнительных каскадов предусиления, в котором даже было место преобразованию АЦП/ЦАПа на частоте 768 кГц. Вот тогда музыкальная ткань обрела нужную степень шероховатости, энергии, фактуры, и даже напомнила (будете смеяться) старые мультибиты. Но вряд ли хозяева недорогого устройства будут городить нечто подобное. Скорее всего, приоритетом использования Fostex HP-A4BL следует считать работу с наушниками.

Работа с наушниками и окончательные выводы

Измерялся только небалансный выход усилителя TPA6120A2, который практически полностью повторил цифры линейного выхода. Причем нагрузка эмуляторами сопротивления наушников не очень повлияла на замеры. Не стоит только совать 16-омные модели в Fostex HP-A4BL — будут расти шумы и прочие артефакты, потому что его собственный выход имеет импеданс 10 Ом и 20 Ом в балансном режиме.

За исключением 16-омной нагрузки, в остальных режимах усилитель для наушников работает стабильно

А так мои кастом-арматуры Ultimate Ears Triple на 32 Ом с Fostex HP-A4BL отыграли отлично. То же самое можно сказать про опыт с Audio-Technica ATH-ESW10 (42 Ом) или балансными Audeze LCD-2 (70 Ом). Но при подключении по балансу следует озаботиться переходниками — увы, единообразия коммутации в этом секторе пока не наблюдается.

Звук Fostex HP-A4BL в наушниках не кажется стерильно-мониторным, высветленным или вылизанным. Да, перед нами не утонченный High-End (см. цену), это заводной Hi-Fi-саунд с очень хорошей ритмикой. Кучный бас и по-хорошему агрессивные тарелочки не убоятся даже тяжелых жанров. Усилители Fostex HP-A4BL спасовали лишь перед сложной нагрузкой вроде топовых изодинамиков HiFiman HE-1000 v2. В более легких случаях можно слушать HP-A4BL безо всяких предрассудков, почему бы и нет? А детальным изучением джиттера мы еще займемся, обещаю.

Достоинства: высокое соотношение сигнал/шум на всех выходах, уверенный, добротный звук с наушниками разного калибра

Недостатки: плохо читаемая индикация режимов, музыкальность линейного выхода отстает от наушников

Официальный сайт: Fostex HP-A4BL

Цена: 30 990 рублей

Паспортные данные

Входы: USB 2.0, оптический, SD-слот (служебный ПО)

Выходы: XLR 4 pin, Jack 6,3 мм, RCA, оптический

Режимы работы: PCM до 192 кГц, DSD до 11,2 МГц (только через USB)

Мощность выхода для наушников: более 300 мВт на нагрузке 32 Ом

Частотный диапазон (±3 дБ): 10 Гц — 80 кГц

Напряжение питания: 12 В 1,5 А постоянного тока