Игра про средневековую чехию

Kingdom Come: Deliverance
Разработчик Warhorse Studios
Издатель Deep Silver
Дата анонса 22 января 2014
Дата выпуска 13 февраля 2018
Бюджет игры $ 36,5 млн. [1]
Последняя версия 1.9.2.404s
Жанры Action/RPG
Создатели
Руководитель Даниэл Вавра
Продюсер Мартин Клима
Геймдизайнеры Даниэл Вавра
Виктор Боцан
Программисты Томаш Благо
Композитор Ян Валта, Адам Спорка
Технические данные
Платформы ПК (Windows), Xbox One, PlayStation 4
Игровой движок CryEngine 3.8.6
Режим игры однопользовательский
Носитель оптический диск
цифровая дистрибуция
Официальный сайт

Kingdom Come: Deliverance [K 1] — однопользовательская компьютерная ролевая игра от первого лица с открытым миром [3] , разработанная чешской студией Warhorse Studios и выпущенная компанией Deep Silver для платформ PlayStation 4, Xbox One и Microsoft Windows в 2018 году. Особенностью игры является упор на историческую достоверность: в игре детально воспроизведены одежда, вооружение, архитектура и общественное устройство средневековой Чехии [4] .

Действие игры происходит в королевстве Богемия в 1403 году на фоне конфликта между королём Вацлавом IV и его братом Сигизмундом. В начале игры половецкие наёмники Сигизмунда разоряют шахтёрское поселение Серебряная Скалица (чешск.) русск. . Главный герой Индржих, сын кузнеца, теряет родителей при налёте и поступает на службу к пану Радцигу Кобыле, возглавляющему сопротивление против Сигизмунда. В попытке отомстить убийцам родителей Индржих оказывается втянутым в заговор с целью восстановить на троне законного короля Вацлава IV. Как игра с открытым миром, Kingdom Come: Deliverance позволяет игроку свободно путешествовать по доступной ему области средневековой Чехии, самостоятельно находя интересные места и задания.

Kingdom Come: Deliverance получила в целом положительные оценки критики: обозреватели высоко оценили средневековую атмосферу игры и чрезвычайное внимание разработчиков к деталям, но раскритиковали многочисленные технические проблемы игры, особенно болезненные в версиях для игровых консолей. В американской прессе игра также стала предметом особо острой критики из-за предполагаемого расизма разработчиков.

Содержание

Игровой процесс [ править | править код ]

Kingdom Come: Deliverance использует бесклассовую систему RPG, которая позволяет выбирать навыки, чтобы становиться воином, бардом, вором или кем-то средним. Способности будут меняться в зависимости от того, что будет делать игрок и что будет говорить в окне диалогов. Во время разговоров игроку придётся принимать решения, которые будут влиять на отношение других NPC. В игре присутствует репутация, которая меняется в зависимости от поступков героя и имеет свои последствия.

В игре есть разные виды одежды; каждый тип одежды предоставляет различные уровни защиты против различных видов оружия. Также, каждый тип одежды влияет на способности главного героя (например, шанс впечатлить человека, надев роскошный наряд, намного выше). Через некоторое время, пока игрок носит одежду, она будет изнашиваться, станет грязной или кровавой (если игрок часто сражался с врагами), и это будет влиять на вид героя. Игрок может использовать разное оружие: меч, кинжал, топор, молот, лук. Также в игре есть лошади; игрок может сражаться верхом, также на лошади можно перевозить разные вещи.

Герою игры придётся спать и есть, чтобы не умереть. Снаряжение и одежда будут портиться со временем и требовать ремонта. Еда также со временем будет портиться. Для того, чтобы отремонтировать броню или оружие, собрать или создать новую вещь, рыбачить, красть у людей, открывать закрытые сундуки, готовить, делать алкоголь или медикаменты, игрок должен играть в мини-игры.

Kingdom Come: Deliverance будет использовать вид от первого лица. Такой вид будет во время дальнего и ближнего боя. Значительную роль в бою будет играть физика. В игре игрок сможет делать комбо-удары, некоторые из них будут доступны лишь после того, как игрок вложит очко навыка в древо способностей. У разных видов оружия будут свои преимущества и недостатки. Например, меч является быстрым оружием для удара и парирования, но не очень эффективен против тяжёлых доспехов.

Квесты в игре можно пройти разными способами. Во время прохождения игры будут такие события, как осада замков и крупномасштабные битвы. Каждый персонаж в игре имеет свой распорядок дня, который может меняться в зависимости от поступков игрока. Персонажи будут реагировать на поступки игрока. NPC будут бежать за помощью к стражнику, если увидят какое-то преступное действие, а стражник накажет героя за преступления — штрафом, тюрьмой, колодками, за тяжкие преступления — даже пытками. Если игрок не отбудет наказание за своё преступление, то NPC, которые увидели его за преступлением, будут проявлять агрессию или относиться к игроку с недоверием.

В 11 обновлении Kickstarter-страницы проекта разработчики пообещали создать действительно реалистичную модель верховой езды. Лошадь будет приходить на свист, сама маневрировать между деревьями и перепрыгивать небольшие препятствия, а также может отказаться выполнять опасные для её жизни команды. Для разных типов аллюров предусмотрены различные типы анимации [5] .

14 обновление Kickstarter-страницы проекта было посвящено боевой системе Kingdom Come: Deliverance. Для моделирования приёмов сражения тех лет в студию были приглашены опытные фехтовальщики, а для создания реалистичного вида от первого лица на их головах закрепляли камеры. Игроку будут доступны три вида атак (колющий удар, рубящий и специальный удар — например, удар эфесом или пинок), целью которых может стать одна из шести зон на теле противника — 18 базовых атак. В бою очень важно будет правильно координировать движения и выбирать время для нанесения того или иного удара. Например, если зажать кнопку, отвечающую за блокирование, персонаж будет просто парировать направленные на него атаки, если же нажать её ровно в момент удара противника, то герой отведёт меч противника в сторону и сможет провести контратаку. Важным элементом боевой системы должна стать выносливость персонажа. При сражении с воином в полном доспехе можно либо измотать его и добить, пока он пытается отдышаться, либо, при должном умении, воспользоваться знанием слабых мест в защите противника и убить его гораздо быстрее [6] .

Сюжет [ править | править код ]

События Kingdom Come: Deliverance происходят в начале XV века на землях королевства Богемия, части земель богемской короны и Священной Римской империи, в настоящее время являющейся территорией Чехии. Доступная область игры представляет собой окрестности городов Сазава и Ратае-над-Сазавоу (чешск.) русск. . В число других реальных населённых пунктов и достопримечательностей, появляющихся в игре, входят Стрибрна Скалице (чешск.) русск. , Светла-над-Сазавоу и Сазавский монастырь. В прошлом Богемией правил император Карл IV. Вацлав IV, занявший престол после смерти отца, оказался ленивым и негодным правителем, и другой сын Карла, король Венгрии Сигизмунд, похитил Вацлава и заключил его под стражу, а затем вторгся со своей армией в богемские земли.

Действие игры начинается в Скалице: главный герой Индржих, сын кузнеца Мартина, помогает отцу изготовить великолепный меч для хозяина замка — пана Радцига Кобылы. На городок нападает армия Сигизмунда, в рядах которой много иностранных солдат-половцев; в резне, которой командует немецкий рыцарь Маркварт фон Аулиц, погибают и родители Индржиха. Индржих вынужден бежать в соседний замок Тальмберг, сохранив с собой выкованный отцом меч. Позже Индржих возвращается в Скалицу, чтобы похоронить родителей, но сталкивается с бандитами и получает тяжёлое ранение, при этом потеряв меч своего отца. Благодаря Терезе, которая отвлекла бандитов и вывезла героя на мельницу своего дядюшки, Индржих выживает.

Через некоторое время, заручившись поддержкой пана Радцига Кобылы, Индро обнаруживает лагерь бандитов и половцев на руинах небольшого городка. Там же оказывается Коротышка — огромный бандит, который некогда отнял у протагониста меч, но при нём этого меча не оказывается. Спустя ещё несколько квестов герой втирается в доверие к оставшимся бандитам, чтобы выяснить их планы. Для этого он даже проходит посвящение в монахи и либо убивает, либо инсценирует убийство раскаявшегося бандита. Оказывается, Сигизмунд оказывает поддержку бандитам и половецким наёмникам, чтобы захватить весь регион. Узнав это, вся местная аристократия решает напасть со своими армиями на новый лагерь разбойников — но их предводитель только того и ждал и обманом берёт Тальмберг. Среди пленных оказывается пани Стефания и пан Радциг Кобыла. Как выяснилось, он — настоящий отец Индро. Построив катапульту не без помощи героя, аристократы врываются во внутренний двор замка Тальмберга. Весельчак и повеса пан Гануш оказывается рациональнее всех остальных, предлагая главарю бандитов сделку: заложники в обмен на свободный проход из города. Именно в этот момент Индржих в последний раз видит меч, который так долго искал. В финальной сцене пан Радциг извиняется перед Индро за то, что так долго скрывал правду, и говорит, что жить можно ради множества других вещей, а не только искать Маркварта фон Аулица и меч.

Читайте также:  Fan speed button перевод

В эпилоге Индржих и пан Ян Птачек отправляются за пределы игрового региона, чтобы осторожно выяснить у сторонников Сигизмунда, насколько долго они готовы поддерживать короля Венгрии. Как намекает гостящий в Тальмберге кузен Вацлава и правитель Моравии Йобст Люксембург, терпение чешской знати небезгранично, а одновременно быть королём Венгрии и Богемии невозможно.

Разработка [ править | править код ]

Проект Kingdom Come: Deliverance начался с того, что Даниэль Вавра покинул студию 2K Czech в 2009. С маленькой командой он начал делать проект и искать инвесторов. Вавра взял в свою команду Мартина Клима, основателя Altar Games, но поиск инвесторов в Чехии не увенчался успехом. Команда хотела уже бросить проект, но неожиданно появился инвестор, который вложил деньги, и команда разработчиков смогла сделать прототип игры. Warhorse Studios была основана 21 июля 2011 г.

Warhorse Studios объявила 9 февраля 2012 года, что работает над пока не представленной RPG игрой. Также они сообщили, что для своей игры лицензировали игровой движок CryEngine 3. После 17 месяцев работы над прототипом игры Warhorse начали искать инвесторов, показывая игровой прототип. Но прототип не смог привлечь инвесторов.

22 января 2014 года Warhorse Studios запустила свой проект на Kickstarter с целью собрать 300 тысяч фунтов стерлингов (10 % планируемого бюджета), для того чтобы доказать инвестору, что их игру ждёт много игроков. 20 февраля 2014 г. кампания закончилась, собрав сумму 1,1 млн фунтов стерлингов.

17 февраля 2014 года Warhorse Studios и разработчик Star Citizen Крис Робертс объявили о сотрудничестве в области обмена технологиями [7] .

В октябре 2016 года Kingdom Come: Deliverance обзавелась издателем. Deep Silver будет распространять копии на PlayStation 4 и Xbox One, а Koch Media будет заниматься распространением игры на дисковых носителях.

В конце декабря Warhorse объявила о запуске внутренней беты. «Все компоненты игры уже готовы, но у нас ещё много работы. Теперь мы работаем над оптимизацией процесса» — говорит глава студии Даниэль Вавра в видео отчёте #16 [8] , «Blood, toil, tears and sweat» («Кровь, труд, слёзы и пот»).

13 февраля 2018 года игра вышла на платформах PlayStation 4, Xbox One и Windows.

DLC [ править | править код ]

Игра обновляется, вместе с новыми патчами выходят и дополнения, расширяющие игровые возможности.

Календарь выхода [9]

Название Дата выхода Описание
Kingdom Come: Deliverance — Treasures of The Past 11.04.2018 В игру внесены карты сокровищ Сигизмунда и мистический комплект брони.
Kingdom Come: Deliverance — From the Ashes 05.07.2018 Сюжетное дополнение для игры, в котором вам предстоит прийти на помощь заброшенной деревне.
Kingdom Come: Deliverance — Bold Sir Hans Capon 16.10.2018 Помочь пану Яну Птачеку завладеть сердцем прекрасной Каролины
Kingdom Come: Deliverance — Band of Bastards 05.02.2019 Индржих вступит в отряд пана Радцига и поможет новым союзникам сражаться с местными бандитами.
Kingdom Come: Deliverance — A Woman’s Lot 28.05.2019 Героиня дополнения — Тереза из Скалицы.

Критика [ править | править код ]

Рецензии
Сводный рейтинг
Агрегатор Оценка
Metacritic (PC) 75/100 [10]
Иноязычные издания
Издание Оценка
GameRevolution 90/100 [12]
PC Gamer (UK) 84/100 [11]
Русскоязычные издания
Издание Оценка
PlayGround.ru 8,5/10 [15]
Riot Pixels 74% [13]
Stopgame.ru Изумительно [16]
Игры@Mail.Ru 6,5/10 [14]

Kingdom Come: Deliverance получила в целом положительные оценки игровых ресурсов. [10] Критики хвалили игру за её оригинальность, сюжет и сложные игровые механики, но критиковали за большое количество технических ошибок. [10]

Продажи [ править | править код ]

В день релиза игра находилась в топе продаж Steam. [17] Геймдиректор Даниэль Вавра рассказал, что было продано 500,000 копий в течение первых двух дней. [18] [19] 300,000 из них были проданы в Steam и также в игру играло одновременно 75,000 человек в Steam после выхода. [20]

Награды [ править | править код ]

Год Награда Категория Результат Ссылка
2017 Game Critics Awards Best RPG [21]
Gamescom 2017 Best PC Game [22] [23]
Best RPG Обвинения в расизме [ править | править код ]

На поздних этапах разработки игры и во времена её выхода в англоязычной прессе развернулся скандал с обвинениями в расизме: их основной мишенью был творческий директор и сооснователь студии Даниэль Вавра [24] . Вавра в разные годы делал неполиткорректные заявления в социальных сетях и высказывался в поддержку движения GamerGate, таким образом, заранее вступая в конфликт с настроенными против GamerGate американскими игровыми журналистами [25] . Большую огласку в сети получил его спор с автором Tumblr-блога MedievalPOC по поводу отсутствия в игре — и в реальной Богемии XV века — персонажей негроидной расы: Вавра заявлял, что в игре нет чернокожих, потому что в средневековой Богемии их и не было [26] [27] . Отдельным поводом для критики стало изображение в игре половцев как диких варваров, убивающих и насилующих ради удовольствия, и в целом националистического изображения всего чешского как хорошего, а всего иностранного как дурного и враждебного [28] .

Ролевая игра с открытым миром в сеттинге средневековья. Действие игры разворачивается в 1403 году в Богемии (Чехия). Сюжет игры максимально приближен к реальным историческим фактам и поведает о Великом западном расколе и Гуситских войнах.

Kingdom Come: Deliverance является нелинейной RPG, что означает полную свободу действий. Тут нет героев и злодеев, все поступки ограничиваются лишь вашей моралью. Также в игре присутствует гибридная система классов: вы можете создать любого воина в зависимости от своих предпочтений, вроде рыцаря-лучника или воина-барда.

Разработчики подготовили уникальную боевую систему, основанную на приемах воинов XV века. Помимо всего прочего, ваш герой может заниматься кузнечеством, помогать людям, работать в поле или влиять на ход истории на передовой.

Таким образом, Kingdom Come является максимально аутентичной адаптацией исторических событий средневековой Европы.

Для написания статьи я обратился за помощью к разработчикам Kingdom Come: Deliverance. Дизайнер Warhorse Ондрей Биттнер помог разобраться, как реальные исторические события связаны с сюжетом игры, и рассказал кое-что про создание виртуальной Богемии. На вопрос о том, почему студия решила взяться именно за такой сеттинг, он ответил: «Для нас это личное». Не удивлюсь, если эта лаконичная фраза была слоганом команды на протяжении разработки. И чтобы понять, насколько Deliverance стала личной для Warhorse, следует узнать больше об истории Чехии.

Богемия

Богемия — историческая область современной Чехии. Во второй половине VI века на эту территорию пришли чешские племена, к концу IX века там образовалось княжество, а в 1212 году Богемию признали королевством, хотя королей в ней хватало и прежде. С X века до 1806 года эта область входила в состав Священной Римской империи.

Читайте также:  Как переключить телевизор на кабельное телевидение

Взгляните на карту. Небольшой «островок» справа (с Остравой) — чешская часть Силезии. Крупная территория слева от нее (с Брно) — Моравия. И самый большой регион (с Прагой) — та самая Богемия. Все верно: современная Чехия состоит из трех исторических областей, где в разные времена творилось всякое.

Впрочем, в Средние века все важнейшие для чехов исторические дела вершились именно в Праге и вокруг нее. Сами чехи, что интересно, называли эту область České království (Чешское королевство), а Богемией — Königreich Böhmen — ее прозвали немцы. События Kingdom Come: Deliverance, к слову, происходят на юго-западе от Кутна-Горы — отыщите на карте красный указатель.

До середины XIV века никто и подумать не мог, что Богемия однажды станет чуть ли не центром Европы, хоть и не территориальным, а политическим. До 1298 года про нее вообще особо никто не думал — развивается себе, да и ладно. Зато в конце XIII века, во время правления Вацлава II, Богемия прославилась благодаря Кутна-горе, под которой нашли залежи серебра. Король тут же наладил добычу, и вскоре стало понятно, что чехи отыскали одно из крупнейших месторожений в Европе — за год там порой добывали по 20 тонн металла.

Правда, и после этого Богемия не начала оказывать существенного влияния на ситуацию в Священной Римской империи. Все изменилось, когда в 1346 году королем стал легендарный Карл IV. Его отец, Иоанн Слепой, как и все правители до него, тоже не придавал Чехии должного значения: запустил страну, напустил туда немцев и чуть было не проморгал чешский язык. После этого он, впрочем, совершил единственный верный поступок и фактически сделал своим соправителем сына Карла.

К слову, Иоанн Слепой и впрямь был слепым: в 1346 году, в битве при Кресси во Франции, он попросил привязать себя к седлу и в рядах французской конницы поскакал на ощупь рубить англичан. Погиб, конечно.

Битва при Кресси

Став королем Германии, Карл пошел на уступки князьям и упорядочил избрание на престол таким образом, что фактически вывел из этого процесса папу римского, на что тот, понятное дело, обиделся. Тогда Карл и с ним решил вопрос — даровал папе десятину и затем издал буллу, которая защитила привилегии духовенства. Иначе говоря, позволил священникам собирать с граждан еще больше денег так, чтобы им ничего за это не было.

В 1355 году Карл короновался в Риме императором, что сделало его одним из влиятельнейших людей во всей Священной Римской империи. Этот титул ему нужен был еще и для того, чтобы без проблем реформировать Чехию и превратить ее в центр Европы — не территориальный, как я писал выше, а политический. Королю Богемии что-то подобное сотворить со страной никто бы не дал, а вот если этот король еще и император, то без проблем.

Для начала он одобрил несколько договоров и ограничил таким образом степень влияния Германии на Чехию. Затем перевел в вечную зависимость от чешского королевства Моравию и часть Силезии. Основал университет в Праге и добился того, чтобы он получил те же права, что были и у других крупных университетов — Болонского в Италии и Парижского во Франции. Нашел преподавателей, построил в Праге «новый город» и Карлов мост.

В общем, преуспел во всем, что касалось развития Богемии. Потерпел неудачу, однако, в другом — воспитании достойного наследника. Всего у Карла было 13 детей, из которых многие умерли в младенчестве. Кроме того, долго у Карла не рождалось сыновей, одни только девочки. В итоге после своей смерти в 1378 году Карл оставил трех наследников: Вацлава (от третьего брака), Сигизмунда и Иоганна (оба от четвертого брака).

Вацлав

События Kingdom Come: Deliverance происходят в 1403 году, когда венгерский король Сигизмунд захватил и разграбил Кутна-гору и потом несколько месяцев находился с армией в Чехии. Брат Вацлава решил подчинить себе королевство не просто так — этому предшествовало очень много событий.

Во-вторых, в первые годы правления Вацлав стал придерживаться рассудительной внутренней политики своего отца: продолжил застраивать Прагу, поддержал строительство известного собора Святого Вита, основал коллегию, в которой обучались жители столицы, и выступил за развитие чешской литературы и усиление чешского языка.

И в третьих, постоянно ссорился с духовенством, которое исправно выводило Вацлава из себя бесконечными попытками содрать с людей больше денег. Тут король, конечно, лукавил, потому что если деньги с народа не берут священники, то этим обязательно занимается власть, но чехам было плевать — главное, что правитель хоть и не слишком громко, но все же выступил против церкви, потерявшей всякую совесть.

С дворянством родной страны Вацлав тоже не ладил. Он постоянно пытался поставить на какие-нибудь важные должности людей, может, и не глупых, но простых, а представители древних дворянских родов на это смотрели и искренне не понимали, что вообще происходит.

Короче, Вацлав обеспечил себе поддержку народа Чехии, но при этом нажил врагов среди дворян и совершенно забыл, что он, вообще-то, еще и король Германии. Он несколько раз покидал Богемию, чтобы решить возникшие в Германии проблемы, и все собирался в Италию короноваться императором, но всерьез заняться внешней политикой у человека времени все как-то не было — то бани, то очередной замес с архиепископом.

Все это привело к тому, что в Германии против Вацлава начал работать Рупрехт III Пфальцский, из той самой династии Виттельсбахов, а в Чехии свое недовольство королем открыто стали высказывать паны. Чешские дворяне первыми попытались разобраться с правителем: в 1394 году заручились поддержкой Йоста Моравского, маркграфа Моравии, и захватили Вацлава в плен. Пока он сидел в пражском замке, Йост как мог руководил Чехией, но вскоре на помощь старшему брату пришел Иоганн, младший сын Карла IV, в то время бывший герцогом Герлица.

И вроде бы вернулся Вацлав на богемский престол, вроде кое-как договорился с Йостом, но в Германии в самый неподходящий момент напомнил о себе Рупрехт. Сказал, что Вацлав никуда не годится, следует с него германскую корону снять и отдать ему, то есть Рупрехту. Так и произошло в 1400 году.

Тут еще и дворяне, узнав о внешнеполитических проблемах, вновь восстали и приготовились свергать короля. Иоганн после того, как спас брата из плена, посмотрел на все, что творится в Богемии, и умер, поэтому помогать Вацлаву было некому. Тогда он решил обратиться за помощью к Сигизмунду, который — вот незадача! — в то время находился в плену в Венгрии, где против него выступили венгерские паны.

Вацлав каким-то образом договорился, чтобы Сигизмунда отпустили, и назначил брата своим соправителем в надежде, что тот поможет ему избавиться от проклятых дворян и сопроводит в Италию, чтобы король Богемии мог уже наконец короноваться императором Священной Римской империи.

Сигизмунд оказался тем еще шутником — в 1402 году обманул Вацлава, сам захватил его в плен и поехал с братом в Австрию. Вскоре в Богемии начались волнения, поэтому король Венгрии оставил брата в Вене и вернулся в Чехию. В начале 1403 года он осадил Кутна-Гору, население которой поддерживало Вацлава. После этого Сигизмунд решил на несколько месяцев остаться в Богемии и стал грабить поселения, которые отказывались ему подчиниться. Одним из таких поселений стала Серебряная Скалица, родная деревня главного героя Kingdom Come: Deliverance.

Читайте также:  Договаривающиеся стороны считают возможным и желательным

Сигизмунд

Сигизмунду после смерти Карла IV достался Бранденбург. Кроме того, еще при жизни отца брата Вацлава стали сватать одной из дочерей Людовика Великого, короля Венгрии, Хорватии и Польши. Тем же продолжил заниматься и Вацлав, когда стал королем Богемии, и в итоге Сигизмунда женили на Марии, второй дочери Людовика.

Сигизмунд заручился поддержкой папы Бонифация IX и даже начал крестовый поход, в котором участвовали по большей части французы, хотя там нашлось место и отрядам из Германии, Англии и Богемии. В 1396 году армия Сигизмунда, которая не деле подчинялась ему лишь отчасти, сошлась с турками в битве при Никополе и проиграла. После этого король Венгрии решил временно на связываться ни с венграми, ни с хорватами, ни с турками — вместо этого принялся плести интриги вокруг Вацлава, который тогда со всей силы страдал в Богемии. Цель у всего этого была одна — захват власти в Чехии, затем в Германии и следом коронация императором.

Удивительно, но Сигизмунд преуспел во всем, хоть и не сразу — до короны Германии он добрался 1410 году, чешский престол занял в 1419 году, после смерти Вацлава, а императором Священной Римской империи пробыл с 1433-го по 1437 год.

Вифлеемская часовня в Праге.

Ян Гус, чешский проповедник, мыслитель и одно время даже ректор Пражского университета, сыграл в истории Богемии настолько важную роль, что перенеси Warhorse Studios действие Kingdom Come: Deliverance на несколько лет позже, то игра была бы посвящена именно Гусу и его последователям, гуситам.

Настоятелем часовни он, к слову, стал в 1402 году — за год до событий Kingdom Come. В игре, по словам авторов, можно встретить персонажей, которые симпатизируют высказываниям Гуса, да и он сам в Deliverance частенько упоминается — о нем даже Тереза говорит во время прогулки с героем. Лично с проповедником, правда, повидаться не выйдет.

Гус сделал еще кое-что полезное для своей страны — провел реформу чешского правописания, благодаря чему людям легче было освоить письмо и чтение, и придумал диакритические знаки (символы над буквами). Поплатился он, впрочем, лишь за свои высказывания против церкви, а на его достижения в других сферах жизни папа плевать хотел.

Приготовления к казни Яна Гуса.

В 1414 году Сигизмунд, уже будучи королем Германии, пригласил Гуса на Констанцский собор, где влиятельные люди Европы пытались положить конец расколу церкви. К тому времени проповедника уже не раз обвиняли в ереси и всячески угрожали его жизни, поэтому на приглашение он отреагировал с опаской, но когда Сигизмунд заикнулся про охранную грамоту, согласился. Напрасно. Король Германии, некогда обманувший сводного брата, без проблем подставил и Гуса. В итоге папа Иоанн XXIII и члены Собора обвинили чеха в ереси, после чего проповедника сожгли.

Интересно, что Вацлав Яна Гуса сперва поддерживал, потому что, опять же, если деньги текут не к духовенству, то в казну. Однако на короля богемского, и без того занимавшего довольно шаткое положение, посмотрели грозно, и Вацлав перестал. А Сигизмунд позднее пожалел, что предал проповедника: казнь Гуса стала причиной затяжных гуситских войн между гуситами и теми, кто участвовал в крестовых походах против еретиков. Все это безобразие продолжалось до 1434 года.

Сама Католическая церковь в конце XIV — начале XV веков тоже переживала тяжелое время. И причина тому — Великий западный раскол, напряженный период европейской истории, когда римскими папами себя объявляли два, а то и три человека одновременно. Хотя, разумеется, во главе церкви должен был стоять только один понтифик.

Раскол церкви — одно из важнейших и масштабных событий в Европе того времени. Вся эта чехарда с папами так или иначе затронула почти каждое европейское государство, в том числе и Богемию, конечно.

Началось все это так: в 1377 году папа Григорий XI вернулся из французского Авиньона в Рим. Дело в том, что задолго до этого, в 1309-м, француз Климент V, который стал понтификом благодаря французскому же королю Филиппу IV Красивому, переехал в Авиньон. Там все следующие папы и находились до 1377 года, когда Григорий XI, тоже француз, решил вернуться в Рим — там как раз вовсю шла борьба за власть, и папа решил, что может эту власть потерять, сидя в Авиньоне.

Беда в том, что через год после приезда в Рим Григорий XI умер. Тогда итальянцы потребовали от кардиналов выбрать в качестве нового папы итальянца, еще лучше — римлянина. Кардиналы кое-как выкрутились и выбрали неаполитанца Урбана VI — потому что Неаполь вроде как располагается в Италии, однако в то время им правила французская династия.

Правда, Урбан VI, став папой, начал рассказывать, что духовенство богато живет, и кардиналы о своем решении пожалели. Объявили понтифика душевнобольным, выборы признали незаконными и выбрали себе нового папу — Климента VII, который уехал в Авиньон. Так появились два «папских лагеря»: один — в Ватикане, другой — в Авиньоне. Вацлав IV, к слову, как и его отец Карл, поддерживал римский лагерь. Сигизмунд вроде бы тоже, однако именно венгерский король фактически добился окончания церковного раскола.

Потому что целостность церкви нужно было восстанавливать, ведь в 1409 году на соборе в Пизе объявился еще один, уже третий, папа — Александр V. Общее собрание Церкви низложило и римского папу, и авиньонского, но ни тот, ни другой снимать с себя полномочия не стали. В итоге в Европе оказалось три папы, и все они друг друга прокляли. А европейские монархи с дикими глазами бегали по своим замкам и пытались понять, с кем из пап выгоднее сотрудничать.

Вот Сигизмунд, тогда уже король Германии, и созвал в 1414 году собор в Констанце, который низложил трех существующих на тот момент пап и выбрал четвертого — Мартина V. На этом раскол и прекратился, хотя какие-то неизвестные никому папы и в будущем время от времени появлялись. И да, именно на Констанцский собор Сигизмунд охранной грамотой заманил Яна Гуса.

Ондрей Биттнер рассказал, что географию виртуальной Богемии для Kingdom Come: Deliverance разработчики создавали по снимкам со спутников, и в это верится без труда. События игры разворачиваются на юго-востоке от Праги и на юго-западе от Кутна-Горы. Warhorse не просто «сшила» игровой мир из разных участков Чехии, она целиком перенесла в игру конкретную область — поля, леса, города, крепости и деревни, находившиеся в районе реки Сазава. Некоторые населенные пункты располагаются там и по сей день.

Разработчики проделали титаническую работу со всем, что касается географии. Kingdom Come — это билет в средневековую Богемию, машина времени, способная перенести вас в ту же самую область, на которой вы можете побывать и сегодня. Не зря разработчики даже ролик сняли на эту тему.

Понятно, что соответствие реальной географии не достигает 100% — расстояния между городами создатели игры совсем немного сократили. Однако в остальном Deliverance поразительно правдоподобно воссоздает мир той самой Богемии начала XV века. Глядите сами.

Ратае над Сазавой (Rataje nad Sázavou) — первый крупный город, в который попадает герой. За многие века речушка, протекавшая мимо южной дороги в город, измельчала, а от крепостных стен не осталось и следа. Сейчас Ратае — одно из ключевых туристических мест в Среднечешском крае.

«>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]
Adblock detector