Игры по мотивам лавкрафта

Говард Филлипс Лавкрафт. Имя этой знаковой фигуры, давшей толчок развитию литературе ужасов в начале прошлого столетия так или иначе знакомо каждому, и не важно, читал ли человек произведения Лавкрафта или нет (ведь он придумал Ктулху!). Наверняка, многие из вас в своё время прошерстили весь интернет в поисках игр по мотивам рассказов Лавкрафта, однако, как и я, не были удовлетворены. На самом деле таких игр очень мало, я имею ввиду не те проекты, которые просто вдохновлены Лавкрафтом, имеют на него пару тройку отсылок или используют подобные приёмы, а игры, которые берут его рассказы за основу и следуют строго по канонам уникального поджанра ужасов, выработанного Говардом. С Вами Грид71 и в этом посте я расскажу вам о 5 лучших играх по мотивам произведений Лавкрафта.

Shadow of the Comet

Первую игру в своём топе я подобрал специально для настоящих олдскульных игроков или же для тех, кто просто временами любит вспомнить детство и тряхнуть стариной. Shadow of the Comet, вышедшая в 1993 году впервые перенесла «Лавкрафта» в игровую индустрию.

Действие игры разворачивается в 1910 году. Молодой фотограф Джон Паркер прибывает в Новую Англию, в местечко под названием Иллсмут (думаю отсылка ясна), изолированное от остального мира. Именно сюда в далёком 1834 году некий лорд Болескин направился, чтобы наблюдать пролетающую раз в 75 лет комету Галлея, потому как где-то вычитал, что из Иллсмута её будет видно лучше всего. И ему удалось её увидеть, вот только перед глазами его предстало и нечто настолько ужасное, что бедняга тронулся умом и весь остаток жизни, пуская слюни, провёл в дурдоме. Паркер был очень заинтересован этим случаем, и, изучив все документы Болескина, решил повторить его опыт. Однако, прибыв в Иллсмут, он столкнулся не только с «добродушными» местными обитателями, но и с заговором, устроенным членами тайного сообщества, которые поклонялись великому Древнему, ожидающего своего часа на дне океана.

Кстати фамилия «Болескин» является отсылкой на первую часть Alone in the Dark, которую создавали те же разработчики. Конечно, есть в AitD толика «лавкрафтианства», но всё же это совсем не «игра по Лавкрафту», каковой её многие почему-то называют

Игроку предстояло пережить те 3 дня, что Паркер должен был провести в Иллсмуте, чтобы разгадать тайну кометы и зловещего культа, ну и попутно спасти человечество от пробуждения Ктулху. И всё это в обёртке старой доброй классической адвенчуры. Интересный детективный сюжет, мрачная, по-настоящему лавкрафтовская атмосфера, крипота, море слизи… а что ещё нужно?

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Из 1993 года мы мгновенно перемещаемся в 2005, когда вышла знаменитая Dark Corners of the Earth. Она рассказывала нам историю детектива Джека Уолтерса, который после очередной полицейской операции, когда бостонским стражам порядка довелось столкнуться с сектой фанатиков, тронулся умом и был заключен в Аркхемской психиатрической лечебнице. Спустя несколько лет, затянутых туманом амнезии, Джек возвращается к деятельности сыщика и ввязывается в крайне запутанное и не менее опасное дело, которое заведёт его не только на самое дно иннсмутского общества, где он столкнётся с членами Ордена Дагона, а кроме того и с приспешниками самого морского божества, но помимо Иннсмута его занесёт и на Риф Дьявола и даже в такие места, от одного вида которых нормальный человек лишился бы рассудка.

Мы живём на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния…

Dark Cornerss of the Earth отличалась (и до сих пор отличается) от всех прочих проектов системой психического состояния героя. Ещё ни одна игра не превзошла и даже не повторила опыт разработчиков из Headfirst Productions. Герой сходит с ума не только видя что-то сверхъестественное, но ему присущи также и вполне реальные фобии, например, страх высоты или помешательство при виде разорванных на куски трупов. В результате этого мистер Уолтерс мог не просто ловить разного рода галлюцинации, но и окончательно свихнуться и самоубиться.

В остальном же это был отличный детектив с упором на реализм, неподражаемой давящей атмосферой нависшего над героем ужаса, кривоватый в своих отдельных аспектах, но в целом представляющий собой почти превосходное компьютерное воплощение историй Говарда Лавкрафта.

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder

Следующая игра в моём списке заняла отдельное место и в моём сердце. Darkness Within это классический point-and-click квест, но он настолько старомодный и внешне настолько устаревший, что в своё время мог отпугнуть от себя добрую долю любителей жанра. Однако именно благодаря этой игре я полюбил квесты.

Поистине разработчики из Zoetrope обладают особым талантом: при такой жуткой (мягко говоря) визуальной отсталости они смогли создать очень атмосферную и местами до дрожи пугающую игру, достойную великого писателя

Играть нам предстояло за ещё одного полицейского следователя по имени Говард Лорейд. Недавно в городе N был убит местный буржуй, который на досуге любил заниматься исследованием древних культур. Расследовать это дело был назначает авторитетный детектив по имени Лоат Нолдер, чьё имя и вошло в подзаголовок названия игры. Однако вскоре он от этого дела отошёл, и вместо расследования продолжил изыскания убитого исследователя, что навело полицию на некоторые подозрения. В конце концов Нолдер пропал и Лорейду выпало довести до конца дело об убийстве, а заодно и выяснить судьбу помешавшегося детектива.

Конечно, чтение записок и документов является неотъемлемой частью любой уважающей себя игры по мотивам рассказов Лавкрафта, избегать которую – всё равно, что проходить шутеры без оружия. Но в Darkness Within это возведено в абсолют, и без этого игра теряет почти всё. Процентов на 80 она состоит именно из текста, из-за чего складывается впечатление, будто это такая интерактивная интерпретация одного из рассказов, вот только который сам Лавкрафт не писал. Сюжет настолько плотно следует канонам писателя, настолько ему подражает, что его автора действительно не отличить от Говарда Филлипса. Я бы назвал сюжет Darkness Within лучшим из всех игр по мотивам, с которым настоящие поклонники Лавкрафта, а по совместительству ещё и геймеры, просто обязаны познакомиться. Если вы не боитесь сложных логических челленджей и мозговых штурмов, которые Darkness Within несомненно вам предоставит, то смело запускайте игру.

У Darkness Within было и продолжение. Хотя вторая часть получилась и более «технологичной», но почему-то уже не цепляла так, как In pursuit of Loath Nolder

Conarium

Как и предыдущая игра топа, Conarium была разработана той же турецкой командой разработчиков Zoetrope Enteractive, и вновь они поразили меня. Большинство игр по Лавкрафту основываются на самых популярных его произведениях, — это «Зов Ктулху» и «Тень над Иннсмутом», — а вот Conarium обращается уже к другому, но не менее, а возможно даже и более интересному рассказу «Хребты безумия».

Долой серые, мрачные улицы и детективов! Место действия Conarium’а – научно-исследовательская база в Антарктиде, а главный герой – учёный Фрэнк Гилмен. Он внезапно просыпается в своей комнате и уже по сложившейся традиции ничего не помнит. Станция оказывается пустой, и герой бродит по ней в полном одиночестве. Учёные обнаружили в этих местах древние пещеры, в которых когда-то обитала цивилизации Старцев и пришедшая им на смену раса рептилоидов. Но в стремлении познать неизведанное и расширить человеческое сознание, исследуя пещеры и проводя эксперименты с неизвестными растениями, они заходят слишком далеко и сталкиваются с чем-то воистину сверхъестественным. И Гилмену необходимо было выяснить, что случилось с остальными членами экспедиции, узнать к чему привели их эксперименты и довести их до конца.

Читайте также:  Веб интерфейс электронной почты

Conarium не была хоррором, но тем не менее от начала и до конца держала в напряжении, заставляла обливаться холодным потом, а местами и пугала

В отличие от предыдущей игры Zoetrope, головоломки в Conarium’е уже не такие сложные, хотя это и не значит, что всю игру можно пройти, напрочь отключив мозги, это далеко не так. Здесь есть и над чем подумать, и на что посмотреть, и даже чего побояться. Постепенно нагнетаемая атмосфера с превосходно поставленными переходами между реальностью и иллюзией (иллюзией ли?), оригинальная история, полная отсылок к «Хребтам безумия» и приятный экшн-adventure – вот что из себя представляет Conarium. Жаль только, что слишком он короткий…

Call of Cthulhu (2018)

На данный момент это самая последняя вышедшая более-менее значимая игра по мотивам произведений Лавкрафта, в данном случае, это вновь Зов Ктулху…

Сюжет игры повествует о детективе-алкоголике Эдварде Пирсе, который прошёл через Первую Мировую Войну, а после возвращения в родной Бостон, устроился частным сыщиком. Работа уже давно не приносила ему удовольствия, по ночам его мучали кошмарные сны, а днём одолевали хандра и депрессия. Всё это длилось ровно до того момента, пока в кабинет детектива не постучался очередной клиент. Недалеко от Бостона на острове Даркуотер случилась трагедия. Недавно в отстроенном ещё во времена колонизации огромном особняке случился пожар, в котором при загадочных обстоятельствах погибла семья Хокинсов. Полиция закрыла дело, посчитав это несчастным случаем, но отец погибшей художницы Сары Хокинс, прославившейся своими жуткими картинами, сводящими людей с ума, так не думает. Он уговаривает Эдварда отправиться на остров и расследовать это таинственное дело.

Игр с «Call of Cthulhu» в заголовке было уже много, однако игра 2018 года была первой, которая по-настоящему была связана с Великим Древним, покоящимся в глубине вод под Р’льехом, дожидаясь своего часа…

Call of Cthulhu сочетает в себе элементы ролевой игры, квеста и современных survival-хорроров. Далеко не сложный, но разнообразный игровой процесс подарит вам несколько приятных вечеров. Здесь вас ожидает запутанная детективная история с 4-мя вариантами развязки, триллер, мистика, оккультизм и конечно сверхъестественный ужас.

Многие посчитали Call of Cthulhu скучной, унылой, кривой, вопили, что там «мало экшОна», бесконечно сравнивали её с Dark Corners of the Earth, что в корне лишено всякого смысла. Я с этими людьми категорически не согласен и в свою очередь игру очень похвалил за отличный сюжет и глубокую атмосферу, точь-в-точь передающую тот самый лавкрафтовский дух. В общем, поклонникам писателя играть очень рекомендую.

Ну и на этом я мог бы смело завершить свой небольшой ТОП, однако в качестве бонуса хочу поделиться с вами информацией о ещё одной, грядущей игре по мотивам рассказов Великого и Ужасного, которая выйдет уже достаточно скоро.

Я говорю об игре The Sinking City

Играть в ней предстоит за очередного поехавшего детектива, Чарльза Рида. Некогда в прошлом он потерпел кораблекрушение в Бермудском треугольнике и был единственным выжившим. Но то, что он там увидел заставило окружающих усомниться в его психическом состоянии. Добившись освобождения из психиатрической больницы, он прибывает в затопленный город Окмонд, где безумие гораздо более глубокое, чем безумие героя, поразило всех жителей без исключения. Здесь Рид пытается разобраться в себе и разгадать тайны того сверхъестественного кошмара, который, вцепившись щупальцами в сознание местных обитателей постепенно утаскивает их всё глубже в пучины безумия.

Весьма интересный (и в какой-то степени смелый) проект, неожиданно, от украинских разработчиков из Frogware. Когда-то они уже делали игру, связанную с культом Ктулху — Sherlock Holmes: The Awakened

Разработчики обещают нам ещё одну мрачную лавкрафтовкую историю с присущей ей специфической атмосферой, глубокое детективное расследование, большом открытый мир с нетривиальными квестами и широкой вариативностью прохождения. Смесь реальности и бреда также на месте, но вот что меня несколько тревожит это экшн. Само по себе его наличие в подобной игре это не плохо и даже приветствуется, но не перевесит ли он все остальные элементы? Увидим 21 марта 2019 года. Ждать осталось не так долго.

Ну и на этой ноте я закончу. Напоследок хочу добавить, что данный топ был составлен на основе моих личных предпочтений и впечатлений от вышеупомянутых игр. Да, я считаю их лучшими, лучшими из немногих игр, которые по-настоящему можно назвать «играми по мотивам Лавкрафта». Но своё мнение я никому не навязываю, и комментарии для вас открыты.

Поиск по этому блогу

Подписаться на этот блог

Подписаться по email

Г.Ф. Лавкрафт: Видеоигры

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Splatterhouse (1988)
Beat’em up, PC Engine, FM Towns Marty, PC, Namco, Япония

1990-е
Earnest Evans (1991)
платформер,Sega Genesis, Wolf Team, Япония

El Viento (1991)
платформер, Sega Genesis, Namco, Япония

Alone in the Dark (1992)
Survival horror, PC, Infogrames, Франция

Daughter of Serpents (1992)
Point-and-click/квест, PC, Eldritch Games, США

Dark Seed (1992)
Point-and-click/квест, Amiga, PC, Macintosh, Sega Saturn, Cyberdreams, США

Dylan Dog: Through the Looking Glass (1992)
Point-and-click/квест, PC, Simulmondo, Италия

Splatterhouse 2 (1992)
Beat’em up, Sega Mega Drive, Namco, Япония

Splatterhouse 3 (1993)
Beat’em up, Sega Mega Drive, Namco, Япония

The Legacy: Realm of Terror (1993)
Survival horror, PC, Magnetic Scrolls, Великобритания

Doctor Hauzer (1994)
Survival horror, Panasonic 3DO, Riverhillsoft, Япония

В рассказах Лавкрафта часто встречается похожий сюжет — герой попадает в проклятый дом, в котором творится какая-то чёртовщина и пытается из него выбраться. Например, рассказ "Заброшенный дом" (The Shunned House).

Call of Cthulhu: Prisoner of Ice (1995)
Point-and-click/квест, PC, Mac OS, Sega Saturn, Infogrames, Франция

По мотивам игры во Франции было выпущено три комикса: La Geole de Pandore, Le Glaive du Crepuscule и La Cite des Abimes. В 2015 году игры Call of Cthulhu: Shadow of the Comet и Call of Cthulhu: Prisoner of Ice (ссылки на gog.com) стали доступны на gog.com по цене 199 руб.

Innsmouth no Yakata (1995)
Survival horror, Virtual Boy, Betop, Япония



Digital Pinball: Necronomicon (1996)
Виртуальный пинбол, Sega Saturn, KAZe, Япония

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (2005)
Survival horror, PC, Headfirst Productions, Великобритания

Книга мёртвых: Потерянные души (2006)
Визуальная новелла, PC, Акелла, Россия

В 2008 году вышла версия Remastered Edition, в которой улучшили графику и производительность. Эта версия игры доступна в сервисе Steam. С 2012 года игра доступна на платформе iOS и в неё можно поиграть с iPhone или с iPad.

Robert D. Anderson and the Legacy of Cthulhu (2007)
Экшен, PC, Homegrown Games, Австрия

Шутер от первого лица от команды энтузиастов. Запустив игру сразу становится понятно, что её делали на коленке фанаты Лавкрафта. Большое внимание в игре уделено атмосфере и стилистике 1930-х годов, но дизайнерское и программное исполнение не выдерживает никакой критики. Если устаревшую графику ещё можно простить, то отвратительный геймплей и постоянные глюки отбивают всю охоту продолжать играть. Вы играете за частного детектива Роберта Андерсона, который накануне Второй Мировой Войны отправляется в Германию, чтобы узнать о своём прошлом. В Германии Роберта ждёт древний фамильный замок, занятый оккультным подразделением СС. Роберту приходится взять в руки автомат и начать истреблять нацистов, а также, различных монстров. Геймплей представляет собой унылую бегатьню по однообразным коридорам, собирание ключей и редкие стычки с противниками.

2010-е
Amnesia: The Dark Descent (2010)
Survival horror, PC, Frictional Games, Швеция

Sandbox, PC, Linux, MacOS, Re-Logic, США

Тактическая ролевая игра, основанная на рассказе Герберт Уэст — Реаниматор и Мифах Ктулху. Действие игры разворачивается во время Первой Мировой Войны. Сумрачный немецкий гений в секретной лабратории создаёт армию зомби из погибших на войне солдат и пытается призвать монстров из иных миров. Для устранения немецкого ученого отравляется отряд спецназа, за который игроку и предстоит играть. По геймплею игра больше всего напоминает серию игр X-Com, только в Лавкрафтовском антураже. Игра доступна в сервисе Steam.

Читайте также:  При включении омывателя гаснут фары

They Bleed Pixels (2012)
Beat’em up, PC, OS, Linux, Spooky Squid Games, Канада

Eldritch (2013)
Roguelikes, PC, Minor Key Games, США

Magrunner: Dark Pulse (2013)
Actionквест, PC, Xbox 360, PlayStation 3, 3 AM Games, Frogwares, Украина

Авторы игры вдохновились знаменитой Portal и решили сделать свою версию с мифами Ктулху. В отличие от Portal, где упор сделан на научную фантастику и взаимодействие с порталами, в Magrunner использован сетттинг киберпанка с лавкрафтовскми ужасами и взаимодействие с магнитами. Игра доступна в сервисе Steam.

Mythos: The Beginning (2014)
Survival horrorRPG, PC, Dark Gaia Studios, Австралия

Игра выполнена в сеттинге 1930-х годов. Действие происходит в Лондоне, в психиатрической больнице пропало несколько студентов-медиков. Вам предстоит разгадать мрачные тайны лечебницы. Интересно, что в игре использованы клише и монстры из фильмов ужасов 1930-х годов. Лавкрафт написал большую часть своих произведений в 1930-х, часть его мифологии тоже использована в игре. Можно выбрать одного из трёх персонажей: репортёра, священника и детектива. Сохраняться можно только в определённых местах, поэтому многие уровни приходится по многу раз переигрывать.
Игру можно приобрести в сервсие Steam, но не поддерживает русский язык.

Sunless Sea (2015)
Roguelikes, PC, Failbetter Games, Великобретания

Игра совмещает в себе декорации Викторианской Англии и мистику в духе мифов Ктулху. Действие происходит в вымышленном мире с большим подземным морем. Именно по морю игроку и предстоит путешествовать, торгуя с разными городами и исследуя таинственные объекты. Для этого у вас есть свой пароход и команда. Изюминкой игры является постоянный мрак (действие происходит под землёй) и вы видите лишь освещенные объекты, а в темноте скрываются разные ужасы. Игра получилась интесная и необычная, но без хорошего знания английского языка в неё будет тяжело играть. Страница игры в сервисе Steam.

Игра выполнена на том же движке, что и Mythos: The Beginning (RPG Maker). Играть предстоит за команду детективов, расследующих дело о таинственном чёрном камне. Действие происходит в Массачусетсе, в 1924 году. Игра основана на произведениях Лавкрафта. Русского перевода я не нашёл, так что, если у вас плохо с английским языком, то лучше не пробовать, тексат в игре очень много.

Darkest Dungeon (2016)
RPG, PC, iOS, Linux, Xbox One, Playstation 4, Nintendo Switch, Red Hook Studios, Канада

Tesla vs Lovecraft (2018)
Beat em up, PC, 10tons ltd, Великобретания

Lust for Darkness (2018)
Survival horror, PC, Movie Games Lunarium, Польша

The Sinking City (ориентировочно, март 2019)
Survival horror, PC, Playstation 4, Xbox One, Frogwares, Украина

Call of Cthulhu (30 октября 2018)
Survival horror, PC, Xbox One, PlayStation 4, Cyanide Studio, Канада

Как я понимаю, игра будет напоминать старый Call of Cthulhu: Dark Cornes of the Earth. На данный момент в сервисе Steam уже можно оформить предзаказ на эту игру, по цене 1 349 руб. Играть предстоит за частного детектива Эдварда Пирса, расследущего странную серть семьи Хокинс. Действие будет происходить в 1924 году, в Новой Англии. Игра основана на мифах Ктулху.

Я не возьмусь судить о том, какая из двух этих игр будет лучше. Время само всё расставит по своим местам. Новый Call of Cthulhu мы увидим уже в этом году, и я обязательно расскажу про неё. The Sinking City должен выйти в первом квартале 2019 года и будем надеяться, что срок не перенесётся.

Shadow of the Comet, 1993 год

Настольная игровая система Call of Cthulhu дебютировала ещё в 1981 году. А вот первая видеоигра по творчеству Лавкрафта появилась лишь через 12 лет. Это была классическая рисованная адвенчура Shadow of the Comet от Infogrames. История, навеянная рассказом «Ужас Данвича» и повестью «Тень над Иннсмутом», предлагала нам взять на себя роль молодого фотографа Джона Паркера. Он приехал в небольшой городок Иллсмут в Новой Англии, чтобы сфотографировать пролёт кометы Галлея. В предыдущий визит кометы, в 1834 году, за ней отсюда же, из Иллсмута, наблюдал лорд Болескин, после чего почему-то сошёл с ума. Паркер досконально изучил этот случай и решил лично проверить, что же его так напугало. И, естественно, столкнулся в городе и с древними ритуалами, и с проклятиями, и со зловещим заговором — ему предстоит пережить три дня до пролёта кометы, чтобы разгадать тайну событий 1834 года.

Через какое-то время разработчики слегка подретушировали игру, добавили в название Call of Cthulhu , а главный герой из фотографа Паркера превратился в блестящего молодого астронома Картера. Именно в таком виде эта симпатичная игра, тепло встреченная критиками благодаря сюжету, пазлам, текстам и атмосфере, и сейчас продаётся в Steam.

Necronomicon: The Dawning of Darkness, 2001 год

Сюжет этой классической адвенчуры от студии Cryo Interactive, знаменитой в своё время кузницы квестов, основан на романе Лавкрафта «Случай Чарльза Декстера Варда». События разворачиваются в 1927 году в Провиденсе, Род-Айленд. Мы играем за Уильяма Стентона, который сначала пытается выяснить, почему его лучший друг попал в психушку, потом — разгадать тайну «Некрономикона» и спасти человечество. А в процессе, естественно, нужно решать самые разные пазлы.

Игра не поражала революционными решениями и не доводила до истерики страшными скримерами. Это был классический квест от Cryo в духе, например, Dracula 2: The Last Sanctuary. Но увлекательный сюжет, интересные головоломки, напряжённая атмосфера, созданная в том числе шикарной работой со звуком, — всё это заставляло пройти игру от и до на одном дыхании. Именно благодаря Necronomicon: The Dawning of Darkness многие и полюбили творчество Лавкрафта.

Eternal Darkness: Sanity’s Requiem, 2002 год

Этот survival horror, выпущенный студией Silicon Knights на Nintendo GameCube, напрямую фамилию Лавкрафта не упоминает. Но отсылки и параллели настолько прямые, что источники вдохновения очевидны. По сюжету студентка Александра Роивас расследует убийство своего деда и в его особняке находит книгу в переплёте из человеческой кожи — «Том Вечной тьмы». В процессе чтения она переносится в прошлое и переживает фрагмент жизни римского центуриона, который стал рабом одного из богоподобных Старейшин.

Далее весь геймплей строится на нахождении новых страниц тома, переживании новых воспоминаний других людей и получении новых знаний и способностей. Игра, вышедшая на Nintendo GameCube, нас интересует, во-первых, потому, что, это чуть ли не самая высокооценённая «лавкрафтианская» игра в истории — на Metacritic её рейтинг составляет 92 балла.

А во-вторых, здесь чуть ли не впервые в видеоиграх использовалась «система безумия», введённая в «настолке» Call of Cthulhu ещё в 1981 году. Видя что-то ужасное, персонаж теряет очки состояния, а когда они закончатся, у нас появятся разные «эффекты безумия».

И ладно, если бы мы просто со стороны наблюдали, как персонаж видит отваливающиеся конечности, покойников или, например, бесконечные коридоры. Но ведь эти эффекты также могли удалять сохранения, изменять громкость звука, симулировать ошибку с аварийным выходом из игры, выключать телевизор и даже отключать геймпад прямо во время драки. Представляете, какие эмоции испытывали счастливые и слегка поседевшие обладатели Nintendo GameCube! Уже только ради этого стоило пробрести приставку и получить совершенно уникальный игровой опыт.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, 2005 год

Нечто похожее было реализовано и в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — в этом хорроре от первого лица главный герой, частный детектив Джек Уолтерс, также может видеть галлюцинации. Более того, окончательно потеряв рассудок, он покончит с собой или умрёт от инфаркта, а игра закончится.

Столь хрупкое душевное здоровье объясняется тем, что Джек шесть лет провёл в Аркхемской лечебнице. Туда он попал после того, как во время одного из заданий включил странное устройство и побывал в другом измерении. Что это было, он точно не помнит. Спустя много лет Джек смог вернуться к работе, стал частным детективом и теперь расследует ограбление магазина в портовом городе Иннсмут, который, как выясняется, подконтролен тайному ордену Дагона. Дальнейшее представить нетрудно.

Читайте также:  Чем отличается tls от mls

Примечательно, что помимо душевных травм главный герой постоянно страдал и от физических. В Dark Corners of the Earth была реализовано точечная система повреждений — мы ломали ноги и руки, что прямо отражалось на скорости ходьбы и точности прицеливания соответственно. Лечить травмы нужно было разными средствами. Разрешали даже морфия принять, что, впрочем, усугубляло психологические проблемы главного героя. В итоге получилась действительно классная игра на стыке шутера, стелса и квеста с детективными расследованиями.

Scratches, 2006 год

Scratches — очень напряжённый и страшный хоррор-квест от независимой аргентинской студии Nucleosys, который вроде бы никакого отношения к творчеству Лавкрафта не имеет. Здесь мы под аккомпанемент пугающих шорохов и скрипов исследуем классический «проклятый старый дом» — заброшенный английский особняк, хранящий много страшных тайн. Много читаем, иногда решаем загадки и очень часто вздрагиваем от малейшей тени или ещё одного леденящего душу скрипа. Работа со звуком тут настолько безупречна, что не нужны никакие «скримеры» — многие и без того называли Scratches самой страшной адвенчурой своего времени.

Если присмотреться, то параллели с творчеством Лавкрафта и отсылки к нему прут изо всех щелей этого старинного дома. Начиная с того, что в целом сюжет отсылает к рассказам Лавкрафта и Августа Дерлета (August Derleth) «Наследство Пибоди», «Окно в мансарде», а также к их совместному роману «Затаившийся у порога». Ну и, конечно, тут масса отсылок для фанатов. Главным героем является писатель романов ужасов Майкл Артхейт (Michael Arthate), чья фамилия — это такая забавная переделка Lovecraft. В книжных шкафах можно заметить «Хребты безумия» и «Некрономикон», а на картинах — Ктулху.

Sherlock Holmes: The Awakened, 2007 год

Как известно, до The Sinking City украинцы из Frogwares годами развивали серию приключенческих игр о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Так, ещё в 2007-м они выпустили Sherlock Holmes: The Awakened, где сыщики, расследуя странные случаи исчезновения людей, в итоге выходят на след секты, поклоняющейся древнему морскому демону на западных берегах Шотландии. Авторы и не скрывали, что тут соединили рассказы о Шерлоке и мифы Ктулху, устроив «битву между логикой и сверхъестественным».

При этом они вывели серию на новый уровень — тут впервые всё было реализовано в полностью трёхмерном окружении, дебютировал вид от первого лица, появились не только загадки, но и элементы шутера. Хотя в основе своей это по-прежнему была умная, увлекательная, разнообразная и достаточно напряжённая адвенчура, которую некоторые СМИ выдвигали на звание лучшего квеста 2007 года.

Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder, 2007 год

Турецкий квест по Лавкрафту — звучит скорее смешно, чем пугающе, но в самой игре вам точно будет не до смеха. Главный герой, молодой следователь Говард (ну кто бы сомневался!) Лорейд, расследует загадочное убийство любителя оккультных наук, а главным подозреваемым по этому делу проходит частный детектив Лоаф Нолдер, его профессиональный кумир, который то исчезал, то вновь где-то появлялся. Пытятаясь выйти на его след и раскрыть преступление, мы посещали психиатрические лечебницы, затхлые катакомбы и страшные викторианские особняки на окраине мрачного города Уэллсмот.

Турки отлично поработали с лавкрафтовской атмосферой: чувство глубокого отчаяния было взаправдашним. А тексты, чтение которых составляет львиную долю геймплея, были очень близки по языку к лавкрафтовским. Но главное, у героя тоже была очень нестабильная психика — чем ближе он подбирался к разгадке, тем чаще видел сны наяву, галлюцинации и переживал приступы паранойи.

В 2010 году вышел сиквел — Darkness Within 2: The Dark Lineage, в котором Говард Лорейд окончательно слетает с катушек — он не понимает, что с ним происходит, не знает, реальность вокруг него или видения, и обожает разговаривать сам с собой на повышенных тонах. Здесь ему предстоит не только раскрыть древний заговор, увидеть Ньярлатхотепа и Шоггота, но и познать очень страшные тайные своего прошлого. В общем, тоже очень атмосферная игра, только уже не совсем классический квест, а местами почти шутер от первого лица.

Conarium, 2017 год

Это тоже квест по Лавкрафту от той же турецкой Zoetrope Interactive — авторов дилогии Darkness Within. Но тут сюжет навеян не творчеством писателя в целом, а конкретно повестью «Хребты безумия» — создатели рассказывают оригинальную историю, но в том же духе.

Действие разворачивается на исследовательской станции в Антарктике, где проводились странные эксперименты — учёные погружались в гипнотический сон (в том числе с помощью разных веществ), чтобы приобщиться к тайнам древней инопланетной расы. Понятно, что ничего хорошего из этого не вышло. И в этом на собственном опыте убеждается главный герой — один из учёных, Фрэнк Гилман, который просыпается и понимает, что все куда-то исчезли, а у него самого амнезия.

В Conarium всё построено не на «скримерах» и салочках с монстрами, а на тщательно выверенной атмосфере, исследовании локаций и решении пазлов, которые не сбивают ритм повествования. И очень многое основано опять же на пугающих видениях, которые сделаны так точно и тонко, что порой очень сложно понять, где тут явь, а где сон.

Call of Cthulhu, 2018 год

Эту игру изначально должна была делать Frogwares, но потом издательство Focus Home передало разработку в руки студии Cyanide, а украинцы решили делать свою «лавкрафтовщину» — так и появилась The Sinking City. Мы не будем судить, правильно поступили боссы Focus Home или нет, но и у Cyanide получилось вполне приличное приключение, атмосферное и напряжённое. Здесь игроки выступают в роли частного детектива Эдварда Пирса, который в 20-х годах прошлого века расследует гибель целой семьи в рыбацкой деревушке около Бостона. Ну и, понятно, в процессе сталкивается с великим Ктулху и его ревностными последователями.

В игре достаточно точно передан дух произведений Лавкрафта «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «Модель для Пикмана» и, конечно, «Тень над Иннсмутом». Для пущей радости главный герой может почитать «Некрономикон», пообщаться с Левиафаном, выучить язык Старших, чтобы без запинки выговаривать: «Ктулху фхтагн», и сойти с ума.

Особенно радует, что это не классический квест, а смесь из стелса, адвенчуры и почти ролевой игры — с прокачкой, моральным выбором и полуоткрытым миром. Да, не всё тут реализовано идеально (у нас же Cyan >

Lovecraft’s Untold Stories, 2019 год

Lovecraft’s Untold Stories — это тоже не квест, а «рогалик» по мотивам произведений Лавкрафта. Пять разных героев тут исследуют выдаваемые в случайном порядке, но такие знакомые локации — в наличии и психбольницы, и викторианские особняки, и портовые города, и много чего ещё. На этих локациях нужно сражаться, проводить расследования, собирать предметы, артефакты и новую информацию о Великих Древних — без тщательной подготовки богов не одолеть.

Но до них можно и не добраться — постоянно нужно сражаться с культистами и всевозможными монстрами из мифов (в наличии Шоггот, Ктулху, Ньярлатхотеп, Дагон, Шаб-Ниггурат и Азатот). Каждый класс, будь то частный детектив, ведьма, воровка, профессор или даже упырь, использует своё оружие и свой боевой стиль. Но все рано или поздно умирают. Или сходят с ума. Даже один взгляд на Древних может надломить психику неподготовленного героя, который ещё не собрал всю информацию.

Кроме того, периодически нужно принимать важные решения. И если выбор окажется неверным, то персонаж начнёт терять рассудок, а потом и вовсе может наложить на себя руки. Способы выжить, не сойти с ума и одолеть Древних есть, но для этого придётся играть всеми персонажами. И многие делают это с удовольствием — рейтинги у Lovecraft’s Untold Stories очень высокие.