Любители понаблюдать за живой

ЕГЭ — Русский язык запись закреплена

Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Уста­нов­ле­но, что имен­но по­го­да ока­зы­ва­ет вли­я­ние на ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев, а от­нюдь не гло­баль­ное по­теп­ле­ние.
2) Лю­би­те­ли по­на­блю­дать за живой па­лит­рой осен­них ли­стьев от­ме­ча­ют, что при за­су­хе ли­стья ко­рич­не­ве­ют и опа­да­ют, а при об­лач­ной по­го­де в листе за­мед­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние крас­но­го пиг­мен­та.
3) Учёные при­шли к вы­во­ду, что гло­баль­ное по­теп­ле­ние кли­ма­та вли­я­ет на ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы.
4) Ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев за­ви­сит не от гло­баль­но­го по­теп­ле­ния кли­ма­та, а от по­го­ды.
5) На ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы вли­я­ет как гло­баль­ное по­теп­ле­ние, так и по­го­да.

(1)Лю­би­те­ли по­на­блю­дать за живой па­лит­рой осен­них ли­стьев об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что она по­туск­не­ла, и при­шли к та­ко­му вы­во­ду: гло­баль­ное по­теп­ле­ние кли­ма­та пла­не­ты вли­я­ет на ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы. (2)Изу­чая, каким об­ра­зом кли­мат вли­я­ет на цвет ли­стьев, учёные при­шли к вы­во­ду, что при за­су­хе ли­стья ко­рич­не­ве­ют и опа­да­ют, а при об­лач­ной по­го­де в листе за­мед­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние крас­но­го пиг­мен­та. (3) , ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев за­ви­сит от по­го­ды.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

Это задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию сообщения, используя сжатие текста.

Просмотр содержимого документа
«Задание 1 ЕГЭ по русскому языку»

Это задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию сообщения, используя сжатие текста.

Алгоритм выполнения задания:

Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания текста; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.

Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте.

Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, повторы).

Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Соотнесите свой вариант сжатия текста с одним из ответов.

Выберите правильный вариант ответа.

Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц — пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей.
2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц — пыли, дыма, сажи.
3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей среде.

определяем причинно-следственные отношения между предложениями:

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере — газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии.

В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Тестовые варианты для задания 1 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами.Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Московские меценаты — представители богатейших промышленных и купеческих династий России.
2) Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.
3) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.
4) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Причиной волн являются ветры, дующие вдоль поверхности воды. Хотя вода и не течёт вслед За ветром, она всё же взлетает вверх в направлении ветра, образуя гребни, затем падает вниз и возвращается на своё место, делая при этом круги в вертикальной плоскости. Вот почему предмет, плавающий на волнах, лишь поднимается вверх и опускается вниз, но никуда не движется.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Причиной волн являются ветры.
2) Ветер поднимает волны, которые, опускаясь, возвращаются на своё прежнее место, поэтому предметы, плавающие в воде, никуда не движутся.
3) Волны под действием ветра делают круги в вертикальной плоскости, образуя при этом гребни и передвигая плавающие по воде предметы в направлении самого ветра.
4) Вода нс течёт вслед за ветром, а взлетает вверх в его направлении, образуя гребни волн.

На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны — они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живет огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Читайте также:  Схема блока питания микроволновки

Ветер может обладать большой.разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они дви.жутся, тем сильнее удар. ПоЭтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья., сносить крыши с домов.

В каком из при.еедённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов.
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3) Молекулы воздуха ударяются о предметы, к:оторые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.

Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. Именно поэтому керамические· сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Изображения на керамических изделиях дали археологам представление о жизни и быте древних греков.
2) Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью.
3) Керамические сосуды дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме.
4) Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись.

Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молний совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

В каком из приведённых ниже предложени верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.
2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы

Любители понаблюдать за живой палитрой. осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.
2) Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы.
3) Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.
4) На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.

Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности — востребованными другими людьми.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.
2) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.
3) Решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом зависит от способностей самого человека.
4) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.

В связи с тем, что в прошлом женщины в основном занимались домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец . И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. Женских вариантов названий этих профессий не существует, прежде всего, потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник .
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бактерии обитают всюду.
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

Читайте также:  Как открыть файл msgstore db crypt12

Как некоторые вещества расширяются при нагревании, видно на примере работы градусника. В тоненькой трубочке в середине градусника находится ртуть — металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. Чем сильнее нагревается градусник, например, за счёт температуры тела, тем больше ртуть расширяется и поднимается по стеклянной трубочке.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ртуть — металл, при комнатной температуре переходящий в жидкое состояние, — поднимается по трубочке градусника, показывая температуру тела.
2) Работа градусника иллюстрирует процесс расширения некоторых веществ при нагревании.
3) Ртуть — это металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние.
4) Ртуть находится в тоненькой трубочке в середине градусника.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Уста­нов­ле­но, что имен­но по­го­да ока­зы­ва­ет вли­я­ние на ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев, а от­нюдь не гло­баль­ное по­теп­ле­ние.

2) Лю­би­те­ли по­на­блю­дать за живой па­лит­рой осен­них ли­стьев от­ме­ча­ют, что при за­су­хе ли­стья ко­рич­не­ве­ют и опа­да­ют, а при об­лач­ной по­го­де в листе за­мед­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние крас­но­го пиг­мен­та.

3) Учёные при­шли к вы­во­ду, что гло­баль­ное по­теп­ле­ние кли­ма­та вли­я­ет на ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы.

4) Ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев за­ви­сит не от гло­баль­но­го по­теп­ле­ния кли­ма­та, а от по­го­ды.

5) На ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы вли­я­ет как гло­баль­ное по­теп­ле­ние, так и по­го­да.

(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3) , интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но сто­ять на месте про­пус­ка в пред­ло­же­нии 3? Вы­пи­ши­те это слово.

С дру­гой сто­ро­ны

(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3) , интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

(3) , интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова УЧЁНЫЕ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

1. Вы­учен­ный, на­учен­ный чему-н. Учёного учить толь­ко пор­тить (посл.). Не учи учёного (го­во­рит­ся в знач. знаю сам, не хуже тебя; разг.). Учёные мед­ве­ди (дрес­си­ро­ван­ные).

2. Много зна­ю­щий, об­ра­зо­ван­ный. У. че­ло­век. Не очень учён кто-н. (не по­лу­чил об­ра­зо­ва­ния).

3. полн. От­но­ся­щий­ся к науке, на­уч­ный. У. спор. Учёное зва­ние. Учёная сте­пень. У. совет (на­уч­ный кол­ле­ги­аль­ный орган в на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских учре­жде­ни­ях, вузах).

4. учёный, -ого, муж. Спе­ци­а­лист в какой-н. об­ла­сти науки. У. с ми­ро­вым име­нем. У.-экс­пе­ри­мен­та­тор.

(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3) , интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Боль­ной нуж­дал­ся в ДЛИН­НОМ ле­че­нии.

Фильм Тар­ков­ско­го «Зер­ка­ло» АВ­ТО­БИО­ГРА­ФИ­ЧЕ­СКИЙ.

Кли­ни­че­ские опыты по­ка­за­ли эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния МИК­РО­СКО­ПИ­ЧЕ­СКИХ ча­стиц зо­ло­та в предот­вра­ще­нии рас­про­стра­не­ния ин­фек­ции.

За По­ляр­ным кру­гом по пол­го­да ночь, МО­РОЗ­НЫЙ воз­дух и ча­стые ме­те­ли.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

конфликт более ГЛУБОЧАЙШИЙ

в ТРЕХСТАХ метрах

14.05 Условие изменено

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) В конце лекции студентка прочитала доклад о повести Булгакова «Собачьем

сердце».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит

тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Создавая проект ландшафтного дизайна участка, архитектором не были учтены климатические особенности местности.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере.

4) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) ошибка в построении предложения с однородными членами

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная не­про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.

Читайте также:  Лучший телефон для охоты и рыбалки

Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(ОТ)ТОГО места, где они рас­про­ща­лись с Бру­ком, их от­де­ля­ли те­перь по мень­шей мере пять ки­ло­мет­ров, (ПО)ЭТОМУ воз­вра­щать­ся назад не было уже ни­ка­ко­го смыс­ла.

И блед­ная по­ган­ка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её со­зда­ла при­ро­да.

ТУТ(ЖЕ) по­тре­бо­ва­лось про­сить ма­ло­зна­ко­мых людей, ЧТО(БЫ) по­зво­ни­ли маме.

Хо­зяй­ка не могла по­нять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­сколь­ких минут, раз­гля­ды­ваю фо­то­гра­фии на стене.

(В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ не­де­ли (ПО)СРЕДИ на­ше­го двора шла бур­ная ра­бо­та.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Поэма «Медный всадник» — поисти(1)е одно из самых соверше(2)ых произведений А. С. Пушкина — была написа(3)а, как и «Евгений Онегин», четырёхстопным ямбом.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.

2) Много желал да ничего не поймал.

3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.

4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.

5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разновременность развития Полоцкой и Смоленской земель была обусловлена (1) вероятно (2) экономическими причинами, и (3) можно думать (4) что немаловажное значение среди них имело географическое положение этих земель и связанная с ним их заселённость.

Рас­ставь­те все знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые).

В на­сто­я­щее время рас­смат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния айс­бер­гов Ан­тарк­ти­ки для по­лу­че­ния прес­ной воды (1) де­фи­цит (2) ко­то­рой (3) вско­ре может охва­тить две трети жи­те­лей Земли.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Ис­кус­ство ско­рее рас­кры­ва­ет­ся тому, кто пре­жде всего сам стре­мит­ся по­знать его.

2) В об­ще­стве сту­ден­тов не было в обы­чае при­тво­рять­ся и изоб­ра­жать чув­ства, ко­то­рые не ис­пы­ты­ва­ешь.

3) Дру­зья ста­ра­лись при­об­щить сво­е­го друга к му­зы­каль­ной куль­ту­ре.

4) В ос­но­ве всех вы­да­ю­щих­ся ху­до­же­ствен­ных от­кры­тий, ше­дев­ров ис­кус­ства лежат юно­ше­ские впе­чат­ле­ния.

5) Ав­тор­ский вечер Д.Д. Шо­ста­ко­ви­ча со­сто­ял­ся зимой 1941 года.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству — во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они — книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснеишая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок — долгоиграющих тогда ещё не было, — которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!». (25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда ещё молодого Д. Д. Шостаковича — первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (З0)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, — событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. (ЗЗ)Но поворот — решительный и важный — произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не исключили из слушания музыки — а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем по-юношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (З5)Этого не случилось.

(З6)Прошло много лет. (37)Уже давно серьёзная музыка для меня — необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было — навсегда и непоправимо — разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надо!». (42)И потому что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далёк от этого. (43)А больше всего — благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. (46)И это им удалось!

* Сергей Львович Львов (1922—1981 гг.) — прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector