Принцип работы 3d очков для кинотеатра

Содержание

3D-очки — очки для просмотра стереоскопических фильмов. Эффект объёма достигается благодаря созданию для разных глаз изображений, снятых с разных точек зрения.

Видеть предметы в объёме позволяет бинокулярное зрение, для которого необходимы два глаза. Каждый глаз в отдельности видит плоское (двухмерное) изображение. Так как глаза два и они расположены на некотором расстоянии друг от друга (58—72 мм у взрослых людей), в мозг поступают изображения одного и того же предмета с двух точек зрения, так называемый параллакс. В результате их обработки формируется объёмная картинка. Принцип бинокулярного зрения положен в основу 3D-фильмов и 3D-фотографий. Кино- или фотокамера с двумя объективами, расположенными на расстоянии друг от друга, так же, как и глаза человека, даёт два изображения, образующие стереопару. Если каким-либо образом подавать их на разные глаза, мозг формирует трёхмерное изображение. Есть разные способы просмотра и, соответственно, разные типы стереопар.

Содержание

Форматы просмотра [ править | править код ]

Цельные стереопары [ править | править код ]

Делятся на горизонтальные, вертикальные, раздельные.

Горизонтальная стереопара (SideBySide) [ править | править код ]

Кадры располагаются горизонтально друг относительно друга. Делится на параллельную и перекрёстную. Подвидом горизонтальной стереопары является анаморфная стереопара, при которой четкость кадра уменьшена вдвое (кадр сжат) по горизонтали.

Параллельная [ править | править код ]

Левое изображение предназначено для левого глаза, а правое для правого.

Перекрёстная [ править | править код ]

Левое изображение предназначено для правого глаза, а правое изображение для левого.

Вертикальная стереопара (OverUnder) [ править | править код ]

Два изображения расположены друг над другом. Подвид анаморфная стереопара. Анаморфная стереопара — четкость кадра уменьшена вдвое (кадр сжат) по вертикали.

Раздельная стереопара [ править | править код ]

Используется для воспроизведения видеофайлов. Два видеоряда разделены на отдельные потоки, а именно на Separatefiles и Dualstream.

Separatefiles [ править | править код ]

Видеопотоки записаны в раздельные файлы.

Dualstream [ править | править код ]

Видеопотоки объединены общим контейнером. Одним из подвидов является Blu-Ray 3D / SIFF.

Blu-Ray 3D — для сжатия видеоинформации используется специальный кодек MVC, изначально предназначенный для сжатия стереопар. Точность синхронизации ракурсов обеспечивается не плеером, а самим форматом сжатия.

Чересстрочный (Interlaced) [ править | править код ]

Чересстрочное смешивание обоих ракурсов в одном кадре. В чётные строки развертки записывается изображение одного ракурса (например левого), а в нечётные — другого (например правого). При этом вертикальное разрешение у каждого ракурса уменьшается вдвое.

Шахматный [ править | править код ]

Смешивание обоих ракурсов в шахматном расположении. [1]

Анаглиф (Anaglyph) [ править | править код ]

Цветовое кодирование изображения, предназначенное для левого и правого глаза с помощью светофильтров.

Методы просмотра [ править | править код ]

1. Активные 3d-очки (с активным затвором) [ править | править код ]

Передают изображение на каждый глаз поочерёдно. 3d-очки с активным затвором используют в качестве линз жидкие кристаллы, которые способны под воздействием управляющего сигнала с высокой скоростью попеременно закрывать и открывать левый и правый глаз. Это позволяет получить 3d-эффект путём передачи отдельного изображения на каждый глаз. Активные 3d-очки синхронизируются с телевизором или монитором, что реализуется обычно через инфракрасный порт, реже — подмешивание сигнала с видео-потоком (стандарт HQFS DVD).

Используются для просмотра фотографий, фильмов и компьютерных игр вместе со вспомогательным оборудованием для просмотра на 3d-телевизорах и 3d-мониторах для всех форматов просмотра, кроме анаглифного. Также применяется для просмотра 3d-фильмов в кинотеатрах с технологией XpanD.

2. Пассивные 3d-очки [ править | править код ]

Передают изображение на каждый глаз одновременно.

2.1 Поляризационные 3d-очки [ править | править код ]

Левое и правое стекло пропускает изображение только со своей поляризацией. Делятся на подвиды, использующие линейную и круговую поляризацию.

a) 3d-очки с линейной поляризацией [ править | править код ]

Используются для просмотра фотографий и фильмов вместе со вспомогательным оборудованием для просмотра на 3d-телевизорах и 3d-мониторах для всех форматов просмотра, кроме анаглифного. Также применяются для просмотра фильмов в кинотеатрах с технологией IMAX 3D.

б) 3d-очки с круговой поляризацией [ править | править код ]

Используются для просмотра фотографий и фильмов вместе со вспомогательным оборудованием для просмотра на 3d-телевизорах и 3d-мониторах для всех форматов просмотра, кроме анаглифного. Также применяются для просмотра фильмов в кинотеатрах с технологией RealD 3D.

2.2 Анаглифные очки [ править | править код ]

Метод использует разделение изображения на два цвета, например красный и синий и накладывает их рядом с небольшим смещением. При этом зритель, используя анаглифические 3d-очки с фильтрами из линз того же синего и красного цвета, получает для каждого глаза своё изображение. Благодаря этому появляется стереоэффект. Используются только для просмотра фотографий и фильмов в анаглифическом формате.

Современный подвид анаглифных очков использует несколько интерференционных фильтров (иногда называют «super-anaglyph»), в меньшей степени искажая цвета, чем при использовании одноцветных фильтров. Такие очки используется для просмотра в кинотеатрах по технологии Dolby 3D Digital Cinema.

2.3 Зеркальные 3d-очки [ править | править код ]

Для получения 3d-изображения используется технология зеркального сведения ракурсов, осуществляемая с помощью регулировки наклона зеркала очков. Две пары зеркал (для левого и правого глаза) позволяют свести воедино два изображения, расположенные на экране одного (любой модели и технологии) монитора. Используются только для просмотра фотографий и фильмов в формате горизонтальной параллельной стереопары.

Критика [ править | править код ]

Просмотр 3D-фильмов как в кинотеатре, так и с экрана 3D-телевизора в 3D-очках затруднен для людей, имеющих дефекты зрения и вынужденных носить очки с диоптриями, так как 3D-очки не всегда можно надеть на или под диоптрические, при этом в любом случае создается дополнительная нагрузка на зрение из-за бликов, возникающих между линзами, и на переносицу из-за большого веса конструкции из двух пар очков.

Отмечалось, что 3D-очки отвлекают от просмотра фильма, мешая зрителю. Вот что говорил об этом известный режиссёр:

Мне всегда нравилось 3D. Но, к сожалению, я видел очень мало фильмов, которые в нём реально нуждаются. Большей частью после просмотра запоминаешь чертовы очки на носу, а не то, что они дают. Поэтому я часто игнорирую трехмерные версии и предпочитаю смотреть обычные.

Технология воспроизведения 3D в наши дни продолжает развиваться и многие компании все также ищут и совершенствуют инновационные решения для восприятия человеком 3D без дополнительного оборудования. Скорее всего доведенная до совершенства такая 3D технология уже ждет нас в ближайшем будущем, ну а в этой статье мы с вами рассмотрим воспроизведение 3D видео контента и его восприятие человеком не только в очках но и без них. Да, в наш век телевизоры не только поумнели, но и научились передавать трехмерное изображение, которое состоит из ширины, высоты и уже третьего измерения — глубины.

Читайте также:  Как проверить пакеты интернета через командную строку

Воспроизводить трехмерное изображение на телевизоре можно с USB-флешки (тут подробно о том, как выбрать USB-флеш-накопитель) или по средством HDMI кабеля (здесь читайте о том, как выбрать кабель HDMI). В целях эксперимента, пробовал на телевизоре воспроизводить объемный файл 3D с SD карты (подробно о классах SD читайте здесь), но время от времени на экране наблюдаются так называемые артефакты.

Если интересно, то о принципе работы USB-флешки можете почитать здесь, а о флеш-памяти тут. Ну, а я с вашего позволения продолжу.

3D (Dimensional) — это термин относится к разной области информационных технологий, использующих эффект стереоскопии (стереодисплей, трехмерное телевидение, 3D очки…), а также к компьютерной индустрии (3DMark, Autodesk 3ds Max, игры…) и другим подобным направлениям. Термин определяет что-либо, имеющее три измерения (трехмерное пространство и графику, объемный звук). Также термин можно применить к устройствам (3D-принтер, 3D-сканер…), которые работают по методу и принципу трехмерного моделирования.

Из всего этого многообразия, к которому можно отнести технологию 3D, в этой статье речь пойдет о принципе формирования трехмерного изображения в телевизорах 3D и восприятии объемного изображения человеком с помощью дополнительного оборудования и без него. Как я уже говорил, на сегодняшний день существует несколько технологий создания трехмерного изображения:

  • 3D технология анаглиф (с сине-красными очками);
  • активная (затворная) технология 3D;
  • пассивная (поляризационная) технология 3D;
  • автостереоскопическая технология 3D — без очков (лентикулярная пленка и параллакс барьер);

На каждой из этих технологий объемного изображения мы остановимся и поговорим отдельно. Об активной и пассивной технологии 3D я уже упоминал здесь и писал в статье о том, как выбрать телевизор для дома. Активная и пассивная технология объемного изображения используется всеми именитыми производителями. Например, компания Samsung отдает предпочтение затворной технологии, а LG активно продвигает поляризационную.

3D технология анаглиф.

Стереопара анаглиф (anagliphos — рельефный) уже не пользуется такой популярностью как раньше и сегодня производители ее не используют в своих моделях телевизоров. В этой технологии эффект 3D достигается с помощью кодирования двух одинаковых картинок. При участии цветовых фильтров одно и тоже изображение шифруется для каждого глаза. Как правило, для левого глаза предназначен фильтр красный, а для правого — голубой или синий. Для восприятия человеком технологии анаглиф и достижения эффекта 3D в специальные очки вместо стекла (линз) вставлены цветовые фильтры. Для каждого глаза фильтры пропускают точно такой же цвет, что был применен изображению во время его кодирования. Таким образом, изображения (обработанные красным фильтром) предназначенные для красного канала проходят сквозь фильтр очков красного цвета и поглощаются (не видимы для глаза), а в синем фильтре очков воспроизводится. Тоже самое происходит и в синем канале. Изображения (обработанные синим фильтром) проходя через фильтр очков синего цвета поглощаются, а в красном передаются глазу. Получается что каждый глаз через фильтр очков получает противоположный цвет двух одинаковых изображений, которые немного смещены относительно друг друга. Данная технология уже ушла в прошлое и не используется производителями.

Плюс. Таким образом создается иллюзия для человеческого мозга и достигается эффект 3D в технологии анаглиф. Благодаря своей дешевизне эта технология жива и по сей день. Ведь создать изображение в формате анаглиф можно с помощью специализированных программ (StereoPhoto Maker, Blender или Adobe Photoshop) или найти уже обработанное видео в сети интернет. К тому же очки в пластиковой или картонной оправе с цветовыми фильтрами стоят не дорого, но если вы решили с экономить то их можно сделать своими руками (сервис YouTube имеет очень много видеоматериала по созданию красно-синих очков в домашних условиях).

Минус. К недостатком данной технологии 3D можно отнести то, что цветовые фильтры кроме цветов своего спектра (красный, синий) поглощают еще и рядом стоящие цвета и оттенки. Из-за этого объемное изображение выглядит несколько тусклым по сравнению с активной и пассивной технологией воспроизведения 3D.

Активная затворная технология 3D.

Активная технология 3D работает немного по-другому принципу. Затворная технология 3D по очереди передает смещенные относительно друг друга изображения на каждый глаз по-очереди. Другими словами, при воспроизведении первой картинки за ней следует вторая картинка с точно таким же изображением, которая смещена в сторону относительно первой. Точно также выводится на экран вторая пара одинаковых картинок, а за ними третья, четвертая и так далее.

Для восприятия человеком активной 3D технологии нужны специальные очки у которых линзы сделаны из жидкокристаллических материалов. Работают затворные 3D очки от источника питания, которым служит батарейка расположенная между линз. Я уже говорил, что активные 3D очки с жидкокристаллическими линзами, которые закрываются кристаллами в момент подачи на них напряжения (очки не прозрачные), а в состоянии покоя, то есть без напряжения, наоборот открытыми (очки прозрачные).

Таким образом, очки выполняют роль некого фильтра, который синхронно с кадрами телевизора на большой скорости поочередно закрывает глаза. Получается, что каждый глаз из двух смешанных относительно друг друга картинок будет видеть только одну. Мозг человека сочетает в себе переданные глазами ему картинки и воспринимает как объемное изображение. Таким образом в активной технологии разделяется ракурс и создается эффект 3D.

Если для просмотра видео в режиме 2D рекомендуют частоту смены кадров не менее 100 Гц, то для качественного просмотра 3D фильма нужна частота смены кадра не менее 400 Гц . Все ведущие производители 3D телевизоров чтобы увеличить качество изображения работают в этом направлении и в своем ассортименте имеют модели со сменой кадров 200, 400, 800, 1000 Гц…

Плюс. Данная технология дает возможность каждому глазу видеть изображение в полном разрешении видео потока. То есть если телевизор воспроизводит видео в формате Full HD, то и глаза воспринимают качество Full HD.

Минус. Недостаток данной технологии в том, что затворный тип воспроизведения 3D немного затемняет изображение и может привести к усталости глаз при длительном просмотре.

Пассивная поляризационная технология 3D.

Пассивная технология 3D работает уже по-другому принципу и не содержит в очках никаких источников питания. В поляризационной технологии принцип формирования объемного изображения достигается с помощью линейных или круговых волн света.

Пассивная линейная технология применяется в кинотеатрах IMAX. В линейной поляризации объемное изображение формируется с помощью двух картинок одновременно выведенных на экран, но каждая из них имеет свою поляризацию. Транслируемые картинки пропускаются под разными углами через световые фильтры, и не накладываясь друг на друга параллельно передаются в очки зрителя.

Читайте также:  Сброс настроек на телевизоре сони

В свою очередь очки, так же как и проекторы, имеют свои световые фильтры, которые фильтруют световой поток для каждого глаза. То есть правый глаз получает картинку пропущенную через один фильтр, а левый глаз получает картинку пропущенную через другой фильтр. Таким образом в кинотеатре с помощью двух проекторов и очков со специальными фильтрами создается объемное 3D изображение.

Линейная технология имеет ряд недостатков. Например, при отклонении головы зрителя относительно экрана, изображение начинает мутнеть и разрушаться. В кинотеатре это компенсируется с помощью большого экрана, а для телевизоров была разработана круговая поляризационная технология 3D.

Пассивная круговая технология 3D работает по принципу круговой поляризации света. Другими словами, во время прохождения светового потока сквозь фильтры он начинает двигаться в разном вращательном направлении для каждого глаза. Очки с разными круговыми поляризующими фильтрами отсекают не предназначенное для глаза круговое вращательное направление и пропускают поляризацию идентичную фильтру.

То есть поток света с левой вращательной поляризацией блокируется световыми фильтрами очков с правой круговой поляризацией, а потом поток с правой вращательной поляризацией блокируется левым фильтром круговой поляризации. Таким образом каждый глаз получает предназначенное для него изображение. По такому принципу работают многие кинотеатры 3D, где проекторы дают световой поток, который отражается от экрана.

А вот телевизор 3D работает несколько иначе потому, что в нем источником светового потока служит сам экран. Для достижения воспроизведения 3D по принципу круговой поляризации света на телевизор производители нанесли специальную пленку, которая служит фильтрующей линзой и обеспечивает круговое (вращательное) поляризационное изображение.

Следует сказать, что у круговой пассивной 3D технологии изображение формируется методом чересстрочной развертки, что уменьшает в двое количество строк, а также разрешение телевизора.

Плюс. Очень дешевые поляризационные очки, которые не вызывают усталости глаз и болей в голове при просмотре 3D. В пассивной технологии потеря яркости (50%) при просмотре объемного изображения несколько ниже чем у активной (70%) технологии.

Минус. Пассивная технология 3D использует чересстрочный метод развертки, что приводит к ухудшению качества картинки. Из-за нанесенной пленки на экран телевизора при просмотре 2D уменьшается яркость изображения. Пассивные очки снижают качество изображения. Например, если транслируется видео файл с разрешением 1080p (Full HD), то в силу технологии на каждый глаз «распределяется» по 540p. Активная технология отображает полное разрешение.

Технология воспроизведения 3D без очков.

Как работают 3D очки в разных технологиях воспроизведения объемного изображения мы разобрались. Теперь давайте рассмотрим как работает 3D без очков и всяких дополнительных аксессуаров. Следует сказать, что существует несколько методов воспроизведения и восприятия объемного изображения человеком без очков.

Технология 3D с лентикулярной пленкой. Чтобы человек мог смотреть и воспринимать объемное изображение без дополнительных устройств, производители покрывают экран телевизора лентикулярной пленкой. Она состоит из множества линз, которые имеют форму призмы. Таким образом лентикулярные растровые линзы под разными ракурсами фокусируют лучи и создают для зрителя иллюзию объема (стереоскопический эффект).

У такой технологии наблюдать объемное изображение можно только на определенном расстоянии от телевизора и с ограниченным углом обзора. Иначе вместо 3D изображения вы получите искаженную трансляцию видео. Так как в данной технологии картинка для каждого глаза транслируется отдельно, то снижается разрешения объемного изображения.

Чтобы увеличить угол обзора производители техническим решением разложили трехмерную картинку на девять изображений транслирующихся в различные области. Таким образом удалось увеличить угол обзора до девяти точек вместо одной для просмотра 3D контента.

Технология 3D с параллаксным барьером. В этой технологии эффект 3D и восприятия человеком объемного изображения достигается за счет установленного перед экраном барьера (перегородка) в котором имеются так называемые щели. Таким образом через эти щели зритель находящийся перед экраном видит одним глазом определенный набор пикселей, а вторым глазом другой набор пикселей.

Вместе с этим изображение на экране шифруется (кодируется) таким образом, что левый ракурс изображения отображается в пикселях только для левого глаза, а правый ракурс для правого глаза. Таким образом в технологии 3D, где нет очков и других аксессуаров создается иллюзия объемного изображения.

Плюс. Не требуются дополнительные устройства для просмотра объемного изображения.

Минус. Ограничение зрителя в положении перед экраном и точек восприятия объемного изображения. Все эти без очковые технологии воспроизведения 3D еще «сырые» и требуют значительных доработок.

В последнее время поговаривают о создании голографических экранов и дисплеев, которым ненужны будут какие-нибудь дополнительные устройства для создания эффекта 3D. Ну что же правда это или ложь покажет время, а пока по ряду причин доминируют активная и пассивная технология воспроизведения 3D. Если вы стоите на пороге приобретения телевизора с технологией 3D, то не лишним для вас будет ознакомиться с рекомендательной статьёй по выбору этого цифрового устройства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Выбранный для просмотра документ СОДЕРЖАНИЕ КАТЯ.docx

Процесс получения объемного изображения……………………………. 4

Выбранный для просмотра документ катя 3 д.docx

Актуальность. Всё более новые технологии демонстрации 3D изображений активно применяются сегодня на практике. В кинопрокат ежемесячно выходит по несколько кинокартин в 3D версиях. Можно сказать, что в наши дни трехмерное кино переживает второе рождение. В первом классе мы ходили на такой мультфильм в кинотеатр, после чего я сходила еще на несколько мультфильмов в этом формате. Мне очень понравился эффект объемности изображения, но я никак не могла понять, почему глядя на экран через стерео-очки я вижу изображение в объеме. Сейчас стали появляться книги, к которым прилагаются 3 D -очки и набор стерео-картинок, а в журналах и в интернет появились стерео-картинки и стерео-фотографии.

Цель исследования: узнать как получается объемное изображение, в чем состоит секрет 3 D.

Объект исследования: 3 D-изображения.

Предмет исследования: устройство 3 D.

Гипотеза: предположим, что используя стерео-очки мы всегда будем видеть объемное изображение.

Найти информацию об устройстве 3 D в сети интернет.

Провести эксперименты по ощущению человеком трехмерных объектов.

Самостоятельно изготовить 3 D-очки.

Методы: сбор и анализ информации об устройстве 3 D, эксперимент, практическая работа по созданию 3 D-очков.

Процесс получения объемного изображения.

Изучая теоретический материал по данной теме, я выяснила, что самый простой способ получения 3 D -изображения это анаглиф.

Анаглиф — метод получения стереоэффекта для стереопары обычных изображений при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза. Для получения эффекта необходимо использовать специальные (анаглифические) очки, в которых вместо диоптрийных стекол вставлены специальные светофильтры, как правило, для левого глаза — красный, для правого — голубой или синий. Стереоизображение представляет собой комбинацию изображений стереопары, в которой в красном канале изображена картина для левого глаза (правый её не видит из-за светофильтра), a в синем (или синем и зеленом — для голубого светофильтра) — для правого. То есть каждый глаз воспринимает изображение, окрашенное в цвет, соответствующий цвету светофильтра в очках.

Читайте также:  Радиатор охлаждения электронных компонентов

Создание стереоизображений началось еще в старой Англии, при королеве Виктории. Уже тогда люди поняли, что каждый глаз человека видит окружающий мир чуть по-своему, а мозг обрабатывает увиденное обоими глазами и сливает два вида в один — объемный. Отсюда и возникла идея показывать каждому глазу свою картинку, так, чтобы мозг, обманувшись, составил два образа одного предмета, изображенных в различных ракурсах, а на плоском листе возникла бы объемная панорама. Так получается стереоизображение, искусственно созданное человеком.

Так почему же мы способны видеть предметы объемными? Расстояние между глазами человека в среднем составляет 6,5 см (где-то от 6 до 7). Таким образом, если один глаз видит объект чуть с левой стороны, то другой глаз охватывает его же чуть справа. Изображения сливаются, и мы ощущаем форму объекта.

Когда мы составляем искусственное стереоизображение, остается вопрос, как разделить картинки, предназначенные для разных глаз, так чтобы избежать «подглядывания»? В стародавние времена для этих целей использовали специальные аппараты, что-то вроде бинокля, где вместо увеличительных линз в каждой трубке помещалась картинка для каждого глаза. Времена менялись и люди придумывали более удобные методы. В настоящее время, самый распространенный из них — просмотр анаглифов с помощью специальных очков. Изображение-анаглиф состоит из трех слоев: основного, то есть подходящего для обоих глаз, и слоев для левого и правого глаза. Стекла стере-очков делаются разного цвета и мы видим двумя глазами основную фоновую картинку и, вдобавок, каждый глаз получает дополнительную, отфильтрованную персонально для него порцию «объемной» информации. (см. Приложение 1)

Другим способом получения объемной картинки является поляризация. Для получения объемного изображения поляризационным методом также используются специальные очки, но совсем другие.

Принцип действия поляризационных очков основан на физической характеристике света – поляризации. Вместо линз в очках стоят поляризационные фильтры. Фильтр пропускает только световые волны аналогичной поляризации. При поляризационной технологии демонстрации 3D фильмов именно поляризационные очки с разными фильтрами-поляризаторами позволяют увидеть изображение объемным.

Чтобы в кинозале произошло чудо, и плоское изображение зритель стал воспринимать объемным, одних поляризационных 3D очков не достаточно.

Для этого в 3D кинотеатре изображение показывают с помощью двух мощных проекторов. Один показывает изображение, предназначенное только для правого глаза, второй — только для левого. Достигается это при помощи специальных поляризационных фильтров, которые установлены перед объективами. У каждого проектора свой фильтр. Один фильтр пропускает только волны света с горизонтальной поляризацией, другой — с вертикальной. Изображение для левого глаза проецируют на экран через фильтр с вертикальной осью пропускания, а для правого — с горизонтальной осью и точно совмещают их на экране. Зритель смотрит на экран через поляризационные очки, в которых ось левого фильтра вертикальна, а правого горизонтальна.

Каждый глаз видит свою, предназначенную только для него картинку. А дальше наш мозг просто выполняет привычную для него работу – сливает два изображение в одно. В результате изображение воспринимается объемным. (см. Приложение 2)

Существует технология изготовления и просмотра объемных изображений и без специальных 3D очков — это растровая технология. В растровой технологии также используется принцип «каждому глазу — свое изображение». Изображение стереопары нарезается на мелкие полоски и сводится воедино из ракурсов для левого и правого глаза. Над полученным изображением располагается прозрачная пластинка – растр. Она состоит из множества цилиндрических линз. (см. Приложение 3)

Благодаря этим линзам под определенным углом правый глаз видит набор полосочек для правого глаза, а левый – для левого. Картинки разделены. Изображение становится объемным. Ощутить эффект 3 Д изображения возможно, если поставить перед собой на уровне глаз растровую открытку. К сожалению, в России этот метод получения объемного изображения не является популярным, и поэтому не так распространен.

На втором этапе своего исследования я проводила эксперименты по ощущению человеком трехмерных объектов.

Через анаглифные стерео — очки посмотрим на специальные стерео -изображения и на обычные изображения на бумаге и мониторе компьютера. (см. Приложение 4)

Когда мы смотрим на специальные стерео – изображения картинка становится объемной, а когда смотрим на обычные изображения картинка остается плоской. Это происходит потому, что на обычном изображении правый и левый глаз воспринимают информацию одинаково, несмотря на цветные фильтры, ведь изображение не разбито на стерео – пару. Когда мы смотрим на специально разбитое изображение каждый глаз получает свою информацию, дальше информация поступает в мозг, соединяется и создается ощущение трехмерности изображения.

Что бы исследовать работу светофильтров я изготовила 3 D очки. Для этого я взяла картонную основу (оправу), вместо линз при помощи пленки и маркеров (красного и синего) я изготовила линзы-фильтры и вклеила их в оправу из картона. Я изготовила очки двух видов: красно-синие и красно-бирюзовые.

Если посмотреть на стерео-изображение через красно-бирюзовые очки, то каждый глаз видит свое изображение, отличающееся от изображения другого глаза. Через красный фильтр не видно красного изображения, через бирюзовый не видно бирюзового. Таким образом изображение становилось объемным.

На то же самое изображение посмотрим через сине-красные очки. Эффект 3 D частично пропал. Это связано с тем, что цвета в анаглифической картинке были разделены на красный и бирюзовый спектр, то есть отьличались от цветов свето-фильтра.

То есть, качество объемности изображения зависит от изначального разделения на цвета анаглифической картинке или использования подходящих по спектру стерео-очков.

В результате моего исследования я сделала следующие выводы:

Стереоизображение получается тогда, когда оба глаза одновременно видят предназначенную конкретно каждому глазу изображение. Благодаря особенностям мозга, две части одной картинки сливаются в одно объемное изображение. Такие картинки (фотографии) принято называть стерео-изображениями или анаглифическими изображениями.

В стерео-очках есть специальные фильтры, каждый из которых пропускает изображение противоположного цвета. То есть, каждый глаз получает свое изображение.

Что бы трехмерный эффект был наиболее четко-выраженным необходимо подбирать стерео-очки соответствующие цвето-разделению изображения.

Гипотеза, выдвинутая мной в начале исследования подтвердилась частично: объемное изображение без анаглифических очков получить очень сложно, но и имея такие очки не всегда изображение будет объемным, ведь сначала оно должно быть разделено на цвета, соответствующие фильтрам.

В своей работе я раскрыла только одну область стерео-эффектов – 3 D изображения, получаемые с помощью стерео-очков. В будущем мне бы хотелось научиться самостоятельно создавать стерео-изображения и 3 D рисунки, изучить технологию создания таких изображений.