Задача про стрелки часов. Задание 11
1. Задание 11 (№ 99600)
Часы со стрелками показывают 8 часов 00 минут. Через сколько минут минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой?
Эта задача ничуть не сложнее, чем задача на движение по кругу. У нас по кругу движутся часовая и минутная стрелки. Минутная стрелка за час проходит полный круг, то есть 360°. Значит, ее скорость равна 360° в час. Часовая стрелка за час проходит угол 30° ( это угол между двумя соседними числами на циферблате). Значит, ее скорость 30° в час.
В 8 часов 00 минут расстояние между стрелками составляет 240°:
Пусть минутная стрелка в первый раз встретится с часовой через t часов. За это время минутная стрелка пройдет 360°t, а часовая 30°t, причем минутная пройдет на 240° больше, чем часовая. Получим уравнение:
То есть через 8/11 часа стрелки первый раз встретятся.
Теперь до следующей встречи минутная стрелка пройдет на 360° больше, чем часовая. Пусть это произойдет через х часов.
360°х-30°х=360°. Отсюда х=12/11. И так еще два раза.
Получаем, что минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой через 8/11+12/11+12/11+12/11= 4 часа= 240 мин.
Ответ: 240 мин.
2. Задание 11 (№ 114773). Часы со стрелками показывают 1 час 35 минут. Через сколько минут минутная стрелка в десятый раз поравняется с часовой?
В этой задаче скорость движения стрелок будем выражать в градусах/минуту.
Скорость минутной стрелки равна 360˚/60=6˚ в минуту.
Скорость часовой стрелки равна 30˚/60=0,5˚ в минуту.
В 0 часов положение часовой и минутной стрелок совпадало. 1 час 35 минут — это 95 минут. За это время минутная стрелка прошла 95х6=570˚=360˚+210˚, а часовая прошла 95×0,5˚=47,5˚. И у нас такая картинка:
Первый раз стрелки встретятся через время , когда часовая стрелка повернется на
, а минутная на 150˚+47,5˚ больше. Получаем уравнение для
:
Отсюда
Следующий раз стрелки встретятся, когда минутная пройдет на круг больше часовой:
Минутная стрелка в десятый раз поравняется с часовой через минут
Часы со стрелками показывают 8 часов 00 минут. Через сколько минут минутная стрелка в четвертый раз поравняется с часовой?
Скорость движения минутной стрелки 12 делений/час (под одним делением здесь подразумевается расстояние между соседними цифрами на циферблате часов), а часовой – 1 деление/час. До четвертой встречи минутной и часовой стрелок минутная должна сначала 3 раза «обогнать» часовую, то есть пройти 3 круга по 12 делений. Пусть после этого до четвертой встречи часовая стрелка пройдет делений. Тогда общий путь минутной стрелки складывается из найденных 36 делений, ещё 8 изначально разделяющих их делений (поскольку часы показывают 8 часов) и последних L делений. Приравняем время движения часовой и минутной стрелок:
Часовая стрелка пройдет 4 деления, что соответствует 4 часам, то есть 240 минутам.
Приведем другое решение.
Ясно, что в первый раз стрелки встретятся между 8 и 9 часами, второй раз — между 9 и 10 часами, третий — между 10 и 11, четвертый — между 11 и 12 часами, то есть ровно в 12 часов. Таким образом, они встретятся ровно через 4 часа, что составляет 240 минут.
По просьбам читателей помещаем общее решение.
Скорость вращения часовой стрелки равна 0,5 градуса в минуту, а минутной — 6 градусов в минуту. Поэтому когда часы показывают время h часов m минут часовая стрелка повернута на 30h + 0,5m градусов, а минутная — на 6m градусов относительно 12-часового деления.
Пусть в первый раз стрелки встретятся через t1 минут. Тогда если минутная стрелка еще не опережала часовую в течение текущего часа, то 6m + 6t1 = 30h + 0,5m + 0,5t1, т. е. t1 = (60h − 11m)/11 (*). В противоположном случае получаем уравнение 6m + 6t1 = 30h + 0,5m + 0,5t1 + 360, откуда t1 = (60h − 11m + 720)/11 (**).
Пусть во второй раз стрелки встретятся через t2 минут после первого, тогда 0,5t2 = 6t2 − 360, откуда t2 = 720/11 (***). Это же верно для каждого следующего оборота.
Поэтому для встречи с номером n из (*) и (**) с учетом (***) имеем соответственно: tn = (60h − 11m + 720(n − 1))/11 или tn = (60h − 11m + 720n)/11.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
«Погоня минутной стрелки»
или как решить задачу о движении стрелок часов
Пример: Часы со стрелками показывают 6 часов 45 минут. Через сколько минут минутная стрелка в пятый раз поравняется с часовой?
Путь, пройденный стрелками по циферблату можно считать в делениях. Полный круг 60 делений
Минутная стрелка движется в 12 раз быстрее часовой. Следовательно, если часовая стрелка за указанное время прошла по циферблату а делений, то минутная за это тоже время — 12а делений.
При определение положения стрелок началом отсчета будем считать верхнюю точку циферблата (число 12). Например: 8.00 – минутная стрелка – 0 делений, часовая 40 делений
Определяем начальное положение стрелок в делениях:
Время: х часов у минут (х.у)
m -Минутная стрелка – у делений
h — Часовая стрелка – (5х + ) делений
Минутная стрелка – 45 делений — m
Часовая стрелка – делений — h
Определяем количество делений между стрелками от минутной до часовой – r , понимая что минутная стрелка догоняет часовую
Минутная стрелка впереди:
Часовая стрелка впереди:
Минутная стрелка впереди:
Определяем количество полных кругов, которые проходит минутная стрелка чтобы поравняться с часовой по условию задачи: при первой встречи минутная пройдет неполный круг, а только расстояние на которое она была удалена от часовой, до остальных встреч количество кругов полное.
Количество встреч стрелок – n
Полных кругов (n- 1)
Количество встреч стрелок – 5
Полных кругов — 4
Составляем уравнение: пусть за искомое время часовая стрелка прошла а делений, тогда минутная 12а делений, разность их путей равна пути который проделала минутная стрелка, догоняя часовую указанное количество раз
Определяем время затраченное на весь процесс: а – количество делений пройденное часовой стрелкой, минутная прошла в 12 раз больше, причем каждое деление она проходила за минуту, следовательно полученный результат умножаем на 12 – это искомое время
В методическом пособии рассмотрен метод решения текстовой задачи о движении стрелок часов. Данный тип задач представлен в базе ЕГЭ. метод решения может быть интересен учителям математики и учащимся старших классов при подготовке к итоговой аттестации. предложенный метод отличается предельной простотой и подходит для решения всех задач указанного типа.
- Деменева Алена ВасильевнаНаписать 565 06.11.2018
Номер материала: ДБ-208014
-
06.11.2018 66
-
06.11.2018 90
-
06.11.2018 89
-
06.11.2018 94
-
06.11.2018 124
-
06.11.2018 285
-
06.11.2018 576
-
06.11.2018 111
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.